05.01.2023
3 456

Раковые клетки превратили в ликвидаторов их «родной» опухоли

4.8

В экспериментальной вакцине используются живые, но специально перепрограммированные раковые клетки. Они активно ищут опухоль, а добравшись до нее, убивают раковые клетки и заодно стимулируют иммунитет. Такой препарат успешно избавил мышей от рака мозга.

©Sam Levin, Flickr / Автор: Наталья Федосеева

Медики из Гарварда научились превращать раковые клетки в уничтожителей себе подобных. Оказавшись в организме, такие клетки самостоятельно находят «свою» опухоль, запускают механизмы ее самоуничтожения и попутно усиливают активность иммунной системы, чтобы предотвратить развитие новых опухолей. Первые опыты проведены на лабораторных животных, которых вылечили от глиобластомы, самой распространенной и опасной формы рака мозга. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine.

В последние годы ученые активизировали работу над вакцинами для борьбы со злокачественными опухолями. Как правило, такие препараты получают на основе белков, характерных для раковых клеток, обучая иммунную систему обнаруживать и уничтожать их. А компания Moderna на волне успеха своей РНК-вакцины против Covid-19 уже проводит клинические испытания аналогичного средства, несущего фрагменты генома меланомы.

В отличие от предыдущих работ, вакцина, над которой работает команда профессора Гарвардской медицинской школы Халид Шаха (Khalid Shah), содержит настоящие живые раковые клетки. Это позволяет использовать их естественное сродство к опухоли, способность находить ее и активно перемещаться поближе «к своим». Предварительно такие клетки проходят генную модификацию с помощью технологии CRISPR-Cas9, превращаясь в опасных для опухоли агентов.

Добравшись на место, генномодифицированные «терапевтические опухолевые клетки» (Therapeutic Tumor Cells, ThTCs) выделяют интерферон-β и гранулоцитарно-макрофагальный колониестимулирующий фактор. Эти цитокины запускают в опухоли встроенные механизмы клеточного самоубийства (апоптоза), а также стимулируют иммунный ответ. Кроме того, в ThTCs включены рецепторы, позволяющие быстро уничтожить их, если такие клетки в результате новых мутаций выйдут из-под контроля.

Халид Шах и его коллеги испытали новую технологию на нескольких линиях «гуманизированных» лабораторных мышей, служащих моделями для исследования онкологических заболеваний у человека. Эксперименты подтвердили эффективность и безопасность «терапевтических клеток»: животные избавились от глиобластомы, самого распространенного и одного из самых агрессивных видов рака мозга. Применение ThTCs позволило уничтожать болезнь, препятствовать появлению новых злокачественных опухолей, смогло продлить жизнь мышам.

Ученые считают, что новая технология окажется полезной в борьбе и с другими видами опухолей. Они намерены продолжить работу над ней и планируют перейти к клиническим испытаниям на людях в течение трех-пяти лет.