21 сентября
2 675

Совы подвержены большему риску диабета и болезней сердца, чем жаворонки

5.1

Эксперименты показали, что люди, которые поздно ложатся и поздно встают, демонстрируют пониженную чувствительность к инсулину и всем метаболическим нарушениям, связанным с ней, — вплоть до развития диабета.

©JR P, Flickr

Люди склонны проявлять активность в разное время суток. Ученые выделяют до шести хронотипов, но больше других известны «жаворонки», которые рано просыпаются и рано ложатся спать, и «совы», предпочитающие вставать и засыпать поздно. Эта разница — не просто дело привычки. Она отражает личные особенности биологических ритмов и может быть связана с различиями в работе мозга и метаболизме.

Исследования показывают, что метаболические различия между жаворонками и совами — обычно не в пользу последних. Так, недавно ученые из Ратгерского университета в США выяснили, что совы менее чувствительны к инсулину, хуже утилизируют накапливающиеся в организме запасы жира и в результате демонстрируют больший риск развития диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Статья об этом опубликована в журнале Experimental Physiology.

Для своих экспериментов Стивен Малин (Steven Malin) и его коллеги отобрали около 50 добровольцев. Все они были чуть старше 50 лет, вели малоподвижный образ жизни, но не страдали серьезными заболеваниями. Примерно половина из участников были жаворонками, половина — совами. Метаболические тесты проводили в состоянии покоя и при физических нагрузках, показав, что жаворонки демонстрируют большую чувствительность к инсулину.

Напомним, инсулин — важнейший гормон, который контролирует энергетический и углеводный метаболизм. Высокая чувствительность клеток к нему считается показателем здоровья, а низкая — вплоть до резистентности — связана с диабетом второго типа и многими другими тяжелыми нарушениями. Совы с их пониженной чувствительностью к инсулину для выработки энергии используют углеводы, тогда как жаворонки больше полагаются на жиры и успешнее утилизируют запасы, которые накапливаются в организме.

Стоит заметить, что жаворонки и совы часто практикуют разный образ жизни: жаворонки более склонны к физической активности и упорядоченному питанию. Ученые подтвердили это, отслеживая ежедневную активность добровольцев и контролируя потребление ими пищи. Тем не менее точные взаимосвязи между всеми этими факторами пока не ясны. Возможно, повышенная чувствительность к инсулину жаворонков связана с их в целом более здоровым образом жизни, а не с ранним временем активности.