15.02.2019
Редакция Naked Science
1 162

Исследование показало разницу в мозге «сов» и «жаворонков»

Хронотип повлиял на функциональную связь мозга людей.

Ученые из Бирмингемского университета (Великобритания) изучили реакцию «сов» и «жаворонков» на когнитивные тесты в течение дня и показали разницу в двух зонах мозга при помощи МРТ. Работа опубликована в журнале SLEEP.

По словам руководителя исследования доктора Элиза Фейсер-Чайлдса (Elise Facer-Childs), «совы» постоянно испытывают несоответствие между биологическими и социальными часами — то, что многие ощущают при джетлаге. Чтобы показать, почему люди с таким хронотипом могут сталкиваться с трудностями при следовании обычному графику, он вместе с коллегами провел небольшой эксперимент.

Авторы отобрали 38 добровольцев, из них 14 — мужчины. Средний возраст составил 22,7 года. Шестнадцать человек вставали рано, а остальные 22 привыкли подниматься поздно. Их хронотип исследователи также определили по временным периодам выделения мелатонина и кортизола. В дальнейшем участников сканировали с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) во время выполнения когнитивных тестов на внимание: например, Stroop Color Word Task — в нем просят назвать цвет, о котором говорит слово, в то время как сами буквы окрашены в другой оттенок. Задания проводились в разные промежутки времени в течение дня с восьми часов утра до восьми вечера.

Биологи отслеживали функциональную связь (functional connectivity) между областями мозга, имеющими общие функциональные свойства. В первую очередь они смотрели на заднюю поясную извилину и медиальную префронтальную кору.

Результаты показали, что «жаворонки» реагировали быстрее в утренние часы и демонстрировали подавляющее преимущество в тестах над «совами». Однако в вечернее время «совы» лучше справлялись с заданиями по сравнению с «жаворонками», но их преимущество не было столь существенно. При этом количество связей в указанных регионах мозга у «жаворонков» оказалось значительно выше, чем у «сов» во все промежутки времени. Авторы надеются, что их данные повлияют на сферу труда и приведут к индивидуализации графика работников, в зависимости от их циркадного ритма.

До этого специалисты из Кембриджского университета провели эксперименты на генетически модифицированных мышах и увидели, что астроциты без содействия нейронов супрахиазматического ядра (СХЯ) могут управлять биологическими часами.