18 февраля
8 369

Скорость когнитивных процессов оказалась неизменной вплоть до возраста 60 лет

4.8

Немецкие ученые поставили под сомнение мнение о том, что скорость умственных процессов в мозге замедляется после 20 лет. Вместо этого они показали, что она остается на одном уровне до 60 лет. Однако быстрота принятия тех или иных решений, как таковых, с возрастом и вправду падает, но это не связано со замедлением работы «серого вещества».

Скорость когнитивных процессов оказалась неизменной вплоть до возраста 60 лет / ©Getty images

Широко известно мнение, что скорость когнитивных процессов в нашем мозге начинает замедляться еще в юности, пройдя свой пик примерно в 20-летнем возрасте. В самом деле, многие могут вспомнить, что в 20 лет различные задачи как будто бы обдумывались быстрее, чем в более зрелые годы. Об этом свидетельствуют и различные научные исследования.

Не отрицают этого и ученые из Гейдельбергского университета (Германия), но, проведя собственное исследование, они нашли новую причину замедления когнитивных функций, не связанную со скоростью работы мозга. Свои выводы они представили в журнале Nature Human Behavior. Исследование проводилось при участии более 1,2 миллионов человек.

Эксперимент проходил в онлайн-режиме. В задачу добровольцев входило классифицировать определенные слова и изображения, которые появлялись на экране, путем нажатия «правильных» клавиш на клавиатуре. И что же увидели исследователи? Что время такого отклика и в самом деле было более медленным у испытуемых старше 20 лет по сравнению с более юными участниками.

Однако, по мнению специалистов, это едва ли было связано с замедлением их когнитивных процессов. При помощи использования математических моделей (байесовского иерархического моделирования) ученые пришли к выводу, что подобное явление лежит за пределами скорости работы мозга и может быть связано с другими факторами. В первую очередь, с тем, что с возрастом люди, получившие определенный жизненный опыт, становятся более осторожными и в принципе медленнее принимают те или иные решения.

А еще с возрастом у человека замедляются физические рефлексы, поэтому он может медленнее реагировать на что-либо (например, нажимать кнопки на клавиатуре) по чисто физиологическим причинам. А вот после 60 лет когнитивные процессы в мозге и в самом деле начинают замедляться. Хотя у разных людей это происходит по-разному: у кого-то степень «умственной» скорости все еще очень высока, у кого-то — довольно низка.

Причины этого ученым пока неизвестны — они надеются получить ответ на этот вопрос в будущих исследованиях. Кроме того, работа экспертов показала, что скорость работы мозга находится примерно на одном уровне у самых разных групп населения. Она мало зависит от пола, расы или уровня образования. Ученые, впрочем, подчеркивают, что для окончательных выводов нужны, как обычно, дополнительные исследования и изучение скорости отклика во время исполнения испытуемыми других заданий.