Неинвазивная стимуляция мозга улучшила рабочую память пожилых — Naked Science
9 апреля

Неинвазивная стимуляция мозга улучшила рабочую память пожилых

Когнитивные способности людей, которым исполнилось больше 60, временно сравнялись со способностями молодых.

Исследователи из Бостонского университета провели эксперименты с участием молодых и пожилых людей и показали, что ТЭС-терапия может временно улучшить рабочую память после 60 лет. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Рабочая память — тип памяти, который позволяет людям хранить ту информацию, с которой они работают. С ее помощью мы также способны комбинировать сведения, полученные от органов восприятия, с долговременной или кратковременной памятью. Например, мы используем ее, чтобы запоминать имена или места, куда положили вещи.

С возрастом рабочая память нарушается. Ухудшение происходит не только у людей, страдающих от нейродегенеративных заболеваний, но и у совершенно здоровых, так как связано с отмиранием нейронов. Несмотря на то что возрастные изменения в мозге нереверсивны, ученые все еще пытаются найти способы компенсировать их. Похоже, исследователям из Бостонского университета удалось это сделать, хоть и на короткий промежуток времени.

Они основывались на теории, что возрастное ухудшение памяти происходит не только из-за отмирания нервных клеток, но и из-за десинхронизации низкочастотных тета-ритмов и высокочастотных гамма-ритмов, помогающих координировать работу разных частей мозга. Эту синхронизацию называют фазово-амплитудной связью (phase amplitude coupling). Исследователи заметили, что у молодых она более выражена, чем у пожилых.

Для своего эксперимента они отобрали 42 молодых добровольца, чей возраст варьировался от 20 до 29 лет, и такое же число пожилых, которым исполнилось от 60 до 76 лет. Они проходили тесты на память: например, на выявление изменений в картинке спустя непродолжительный промежуток времени. Так авторы определяли возможности рабочей памяти респондентов.

ЭЭГ-репрезентация рабочей памяти, слева-направо: у 20-летнего без стимуляции, у пожилого без стимуляции, у пожилого со стимуляцией / ©Boston University

В последующем ученые применили транскраниальную электростимуляцию высокого разрешения (HD-tACS) на пожилых и регистрировали реакцию мозга при помощи ЭЭГ. В статье сказано, что этого воздействия оказалось достаточно, чтобы устранить различия в точности ответов между двумя группами. У пожилых средний уровень точности ответов после стимуляции не отличался от уровня молодых. Сама стимуляция длилась 25 минут, а вызванный ею эффект продолжался 50 минут. Ресинхронизацию ритмов также показала ЭЭГ.

Эффективность транскраниальной электростимуляции показали еще в 2017 году ученые из Имперского колледжа Лондона. Новое исследование продемонстрировало, что она может существенно улучшить рабочую память даже в пожилом возрасте. Механизм этого явления еще предстоит раскрыть.

Ранее ученые из Национального университета Сингапура определили, что, когда всплеск активности в синапсе с обоих концов происходит одновременно, связь усиливается на период до четырех часов, что повышает эффективность обучения.