Неинвазивная стимуляция мозга улучшила рабочую память пожилых

Неинвазивная стимуляция мозга улучшила рабочую память пожилых

Когнитивные способности людей, которым исполнилось больше 60, временно сравнялись со способностями молодых.

Исследователи из Бостонского университета провели эксперименты с участием молодых и пожилых людей и показали, что ТЭС-терапия может временно улучшить рабочую память после 60 лет. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Рабочая память — тип памяти, который позволяет людям хранить ту информацию, с которой они работают. С ее помощью мы также способны комбинировать сведения, полученные от органов восприятия, с долговременной или кратковременной памятью. Например, мы используем ее, чтобы запоминать имена или места, куда положили вещи.

С возрастом рабочая память нарушается. Ухудшение происходит не только у людей, страдающих от нейродегенеративных заболеваний, но и у совершенно здоровых, так как связано с отмиранием нейронов. Несмотря на то что возрастные изменения в мозге нереверсивны, ученые все еще пытаются найти способы компенсировать их. Похоже, исследователям из Бостонского университета удалось это сделать, хоть и на короткий промежуток времени.

Они основывались на теории, что возрастное ухудшение памяти происходит не только из-за отмирания нервных клеток, но и из-за десинхронизации низкочастотных тета-ритмов и высокочастотных гамма-ритмов, помогающих координировать работу разных частей мозга. Эту синхронизацию называют фазово-амплитудной связью (phase amplitude coupling). Исследователи заметили, что у молодых она более выражена, чем у пожилых.

Для своего эксперимента они отобрали 42 молодых добровольца, чей возраст варьировался от 20 до 29 лет, и такое же число пожилых, которым исполнилось от 60 до 76 лет. Они проходили тесты на память: например, на выявление изменений в картинке спустя непродолжительный промежуток времени. Так авторы определяли возможности рабочей памяти респондентов.

ЭЭГ-репрезентация рабочей памяти, слева-направо: у 20-летнего без стимуляции, у пожилого без стимуляции, у пожилого со стимуляцией / ©Boston University

В последующем ученые применили транскраниальную электростимуляцию высокого разрешения (HD-tACS) на пожилых и регистрировали реакцию мозга при помощи ЭЭГ. В статье сказано, что этого воздействия оказалось достаточно, чтобы устранить различия в точности ответов между двумя группами. У пожилых средний уровень точности ответов после стимуляции не отличался от уровня молодых. Сама стимуляция длилась 25 минут, а вызванный ею эффект продолжался 50 минут. Ресинхронизацию ритмов также показала ЭЭГ.

Эффективность транскраниальной электростимуляции показали еще в 2017 году ученые из Имперского колледжа Лондона. Новое исследование продемонстрировало, что она может существенно улучшить рабочую память даже в пожилом возрасте. Механизм этого явления еще предстоит раскрыть.

Ранее ученые из Национального университета Сингапура определили, что, когда всплеск активности в синапсе с обоих концов происходит одновременно, связь усиливается на период до четырех часов, что повышает эффективность обучения.