24.06.2023
Анна Новиковская
3 562

Нейробиологи назвали часть мозга, отвечающую за наше телесное «я»

5.7

Международная группа ученых обнаружила, что между большими полушариями нашего мозга находится небольшая область, которая играет ключевую роль в формировании ощущения телесного или физического «я».

Чтобы осознавать себя, человеку необходимо осознавать свое тело / © Neuron, 2023 / Автор: Milonia Larcius

У каждого человека существует два «я», каждым из которых управляет свой архипелаг мозговых структур. Эти две системы постоянно взаимодействуют друг с другом: физическое, или телесное, «я» отвечает за осознание своего тела, а нарративное «я» имеет отношение к активным или пассивным размышлениям о своей прошлой жизни или планированию своего будущего, включая такие понятия, как память, привычки, личность, эмоции, чувства к окружающим и так далее.

Местоположение «я»

Но где же нейроанатомически находятся эти две половинки нашего самосознания? «Местообитание» нарративного «я» уже известно, это сеть пассивного режима работы мозга, нервная сеть, которая активна, когда мы мечтаем, вспоминаем прошлые события и тому подобное. А вот о том, где находится телесное «я», ученые могли только догадываться, хотя и подозревали, что значительную роль в этой неизвестной сети играет структура, называемая передним предклиньем.

Эта небольшая четырехугольная доля нашего мозга — эпицентр системы распределенных областей мозга, чья активность повышается и падает согласованно друг с другом, что указывает на совместную работу. И в своем новом исследовании, опубликованном в журнале Neuron, ученые из Медицинской школы Стэнфордского университета (США) смогли показать, что эта система необходима для интеграции информации о местоположении тела в пространстве, о движении, положении и ощущениях мышц и суставов, что позволяет формировать ментальную карту нашего тела, или ощущение физического «я».

Электроды в мозгу

Чтобы проанализировать границы этой системы, ученые использовали данные почти 1000 участников проекта Human Connectome Project, запущенного в 2010 году для построения карты нейронных связей человеческого мозга. Им удалось точно установить местоположение ключевых клеток переднего предклинья и показать, как они соединяются с другими частями системы. Ощущение нашего физического «я», по-видимому, формируется бок о бок с ощущением нарративного «я» — рядом с передним предклиньем находится один из ключевых узлов сети пассивного режима работы мозга, — но обе системы функционируют независимо, хотя и тесно взаимодействуют друг с другом.

Чтобы подтвердить, что система переднего предклинья играет важную роль именно в формировании телесного «я», ученые провели эксперимент на нескольких участниках-добровольцах, которые готовились к хирургическому лечению эпилептических припадков, не поддающихся лекарствам. Введя им тонкие иглы-зонды, исследователи смогли выяснить, какие области мозга активны во время припадков, и у одного из пациентов их генерировала как раз область переднего предклинья. По словам пациента, во время припадка у него возникало чувство деперсонализации и диссоциации, словно происходящее его не касается.

Воздействуя с помощью электрических импульсов на эту область мозга, ученые провели эксперимент еще на восьми пациентах с имплантированными электродами, проходящими через область переднего предклинья, и все они сообщили о том, что с их ощущением физического «я» происходит что-то странное. А трое добавили, что чувствуют себя как под действием психоделиков. Они все еще ощущали себя внутри своего тела, но с трудом осознавали свое местоположение, им казалось, что они то плавают, то падают, и мир вокруг воспринимался ими как нереальный.

Также пациенты ощущали себя по-разному в зависимости от того, стимулировалась левая или правая половина переднего предклинья, и в будущем ученые планируют разобраться, с чем это может быть связано.