24.06.2023
3 854

Звездное скопление М 92 оказалось почти ровесником Вселенной

5.2

Новая оценка возраста небольшого шарового скопления в Млечном Пути показала, что он может достигать 13,8 миллиарда лет. В такую же цифру оценивается и возраст нашей Вселенной.

М 92 на снимке телескопа Hubble
М 92 на снимке телескопа Hubble / ©ESA, NASA, Hubble, Gilles Chapdelaine / Автор: Наталья Федосеева

Шаровое звездное скопление М 92 — одно из самых ярких и близких к нам. Расстояние до М 92 составляет 26,7 тысячи световых лет, в подходящую погоду его можно различить даже невооруженным глазом, недалеко от Полярной звезды. Самого простого телескопа достаточно, чтобы различить в нем отдельные звезды. Эта плотная группа включает светила исключительно древнего возраста. Новое исследование оценивает его в 13,8 миллиарда лет, лишь немногим меньше самой Вселенной. О работе рассказывается в статье, представленной в библиотеке препринтов arXiv.

Скопления, подобные М 92, включают группы звезд, которые образовались почти одновременно. Однако их дальнейшая судьба зависит от массы: чем крупнее звезда, тем быстрее она эволюционирует. По количеству звезд разных размеров, находящихся на том или ином этапе своей жизни, можно определить возраст скопления. Однако астрономы во главе с Дэниелом Вейцем (Daniel Weisz) из Калифорнийского университета в Беркли модифицировали этот традиционный подход.

Ученые смоделировали эволюцию виртуального скопления на компьютере, доведя его возраст до разных величин, а затем сравнили цвета и яркости получившихся звездных популяций с реальными наблюдениями М 92, которые были проведены с помощью космического телескопа Hubble. По словам авторов, работа позволила наполовину снизить неопределенность оценки возраста скопления, и, по новым данным, он составляет 13,8 миллиарда лет (±750 миллионов).

По текущим представлениям возраст нашего мира составляет как раз 13,8 миллиарда лет (±20 миллионов). Однако более точное значение зависит от скорости расширения Вселенной, которая характеризуется постоянной Хаббла. При этом разные способы ее измерения дают результаты, которые заметно отличаются друг от друга. Возможно, что уточнение возраста древнейших звезд и скоплений позволит решить эту загадку, которая остается одной из самых актуальных для космологии.