20 июля
3 391

Новый большой обзор не обнаружил связи между депрессией и дефицитом серотонина

6.4

Принято считать, что депрессия вызывается нехваткой нейромедиатора серотонина, и именно с ней борются многие современные антидепрессанты. Однако новый анализ прошлых работ показал, что эта гипотеза никогда не была доказана экспериментально.

©Billy Wilson, Flickr

За последние десятилетия в объяснении природы депрессии доминирующей стала гипотеза химического дисбаланса, которая связывает ее с нарушениями метаболизма серотонина. На нее опираются ученые, исследуя депрессию, врачи, выписывая антидепрессанты, пациенты, принимая такие препараты. Впрочем, надежной доказательной базы у гипотезы нет. Это продемонстрировал масштабный обзор прошлых экспериментов, посвященных связи серотонина с депрессией. Статья опубликована в журнале Molecular Psychiatry.

Серотонин — важнейший гормон и тормозной нейромедиатор, участвующий в том числе в регулировании настроения. Предполагается, что проблемы с синтезом или транспортом серотонина, с его выделением в синапсах либо работой серотониновых рецепторов служат одним из факторов развития клинической депрессии. Современные антидепрессанты стимулируют работу именно этой системы: например, препятствуют обратному захвату серотонина, помогая его накоплению в синапсах.

Однако экспериментальная база этих представлений оказалась сомнительной. Это показала новая работа, проведенная командой из Университетского колледжа Лондона во главе с профессором Джоанной Монкриф (Joanna Moncrieff). Ученые проанализировали результаты множества прошлых экспериментов, целью которых был поиск связи между серотонином и депрессией. В итоге выяснилось, что достоверно эта связь так и не показана. Авторы указывают на целый ряд исследований, в которых не удалось найти никакой корреляции между разными аспектами работы серотониновой системы и развитием депрессии.

Так, в одном из экспериментов ученые сравнивали количество серотонина и продуктов его метаболизма в крови и в мозге у здоровых людей и пациентов с депрессией, но не нашли между ними существенной разницы. В нескольких работах уровень серотонина у добровольцев понижали искусственно, с помощью диеты, обедненной триптофаном — аминокислотой, из которой он синтезируется. Внимательный анализ таких опытов показал, что это срабатывает не всегда и далеко не у всех участников развивается депрессия.

В ряде случаев, когда авторам исследований действительно удавалось показать изменение работы серотониновой системы у людей с диагностированной депрессией, ученые не учитывали прием антидепрессантов, что делает подобные выводы недостоверными. Также не дали определенных результатов исследования пациентов с наследственными нарушениями генов, вовлеченных в метаболизм серотонина. Некоторые из них действительно показали связь, например, между работой белка — переносчика серотонина и риском развития депрессии. Однако другие работы ее опровергли. «Гипотеза о развитии депрессии в результате пониженной активности или концентрации серотонина не получает подтверждения», — подытоживают авторы новой статьи.

«Не следует говорить пациентам, что депрессия связана с нехваткой серотонина или химическим дисбалансом или что антидепрессанты работают, корректируя эти недоказанные аномалии, — добавляет профессор Монкриф. — Мы не понимаем в точности, что именно делают антидепрессанты в мозге». «Меня всю жизнь учили, что депрессия вызывается пониженным серотонином, и я сам учу этому студентов, — отметил другой автор работы, Марк Горовиц (Mark Horowitz). — Участие в этом исследовании открыло мне глаза, перевернув с ног на голову все прошлые представления».