28.07.2023
РНФ

Антидепрессанты снизили уровень серотонина в яйцеклетках

4.8

Ученые выяснили, что прием наиболее распространенной группы антидепрессантов потенциально может привести к нарушению репродуктивной функции у женских особей. Эксперименты на мышах показали, что эти препараты препятствуют накоплению серотонина — молекулы, которую часто не совсем корректно называют гормоном счастья, — в женских половых клетках. Данное соединение необходимо ооцитам для нормального созревания, а потому его недостаток может снизить шансы забеременеть.

Флуоксетин — самый распространенный антидепрессант в мире / ©Нина Алёшина / Автор: Caristania Fabricius

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences. По данным ВОЗ, от депрессии страдает около пяти процентов населения Земли. Причины и механизмы появления депрессии остаются не до конца изученными, однако одна из наиболее распространенных гипотез связывает ее развитие с недостатком серотонина — биологически активной молекулы, которая в нервной системе служит нейромедиатором, то есть передает сигналы между клетками.

При депрессии активность контактов серотониновых нейронов снижается, поэтому в качестве терапии назначают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) — антидепрессанты, которые блокируют белок-транспортер серотонина Sert. В результате терапии СИОЗС нейроны не могут захватывать серотонин, и он сохраняется в пространстве между клетками, повышая активность контактов между ними.

При этом известно, что только два процента серотонина функционирует в нервной системе, в то время как большая его часть синтезируется в кишечнике и необходима для работы различных систем органов, где он выступает в роли гормона. В частности, у различных групп животных эта молекула регулирует созревание яйцеклеток, в которых она накапливается благодаря транспортеру Sert, как и в нейронах. В связи с этим возникает опасение, что антидепрессанты, блокирующие белок Sert, могут негативно сказываться на репродуктивной функции женщин, а именно на скорости созревания яйцеклеток и количестве тех из них, что готовы к оплодотворению.

Ученые из Института биологии развития имени Н. К. Кольцова РАН (Москва) и Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва) исследовали связь между способностью яйцеклеток накапливать серотонин со степенью их созревания. Оказалось, что у более зрелых половых клеток белок Sert активнее, а значит, запасаемый серотонин может участвовать в процессах созревания и дальнейшего раннего развития эмбрионов.

Участники научного коллектива / ©Нина Алёшина

Исследователи также изучили действие антидепрессантов группы СИОЗС на яйцеклетки мышей на разной стадии созревания. Авторы в течение недели подкожно вводили 21 самке флуоксетин — один из наиболее часто назначаемых СИОЗС. Дозировка препарата была подобрана так, чтобы его концентрация в организме через семь дней эксперимента примерно соответствовала той, что наблюдается у пациентов при длительном приеме (более трех месяцев). Далее исследователи измерили уровень серотонина в крови и в яйцеклетках мышей с помощью специфичного к интересующей молекуле красителя, а затем сравнили результаты с показателями, полученными в контрольной группе, получавшей вместо флуоксетина «инъекции-пустышки».

Эксперименты показали, что у мышей спустя неделю приема антидепрессанта уровень серотонина в крови и в яйцеклетках — как незрелых, так и готовых к оплодотворению — снизился на 96 процентов, тогда как в контрольной группе изменений не было. Это наблюдение говорит о том, что флуоксетин практически полностью заблокировал поступление серотонина в половые клетки. Это может привести к нарушению их созревания и снижению у самок способности в ближайшем будущем иметь потомство.

«Полученные результаты говорят о том, что прием СИОЗС потенциально может негативно отразиться на процессе созревания ооцитов. В дальнейшем мы планируем провести исследования на ооцитах человека, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные в результате экспериментов на лабораторных животных, применимы и для нас», — рассказывает участник проекта, поддержанного грантом РНФ, Нина Алёшина, младший научный сотрудник лаборатории проблем регенерации ИБР РАН.