20 июня
Юлия Трепалина
4 193

Микропластик впервые обнаружили в человеческих пенисах

5.7

Среди ученых усиливается тревога по поводу возможного пагубного воздействия микропластика на репродуктивную систему человека. Недавно американские специалисты выявили присутствие таких частиц диаметром менее пяти миллиметров в семенниках мужчин и псов. Теперь другая команда исследователей из США и Германии сообщила об аналогичной находке в тканях мужских пенисов.

Микропластик в тканях
Полученный с помощью электронного микроскопа снимок частиц микропластика в тканях полового члена / © International Journal of Impotence Research, Codrington, J., Varnum, A.A., Hildebrandt, L. et al.

Ведущий автор новой работы, вышедшей в журнале IJIR: Your Sexual Medicine Journal, — эксперт в области репродуктивной урологии Ранджит Рамасами (Ranjith Ramasamy). В интервью CNN он рассказал, что в основу исследования легли предыдущие данные о наличии микропластика в сердце человека. По словам медика, он не удивился, обнаружив частицы и в тканях пенисов, поскольку это «очень насыщенный сосудами орган», как и сердце.

Образцы для исследования взяли у шести пациентов клиники при Университете Майами (США) с диагнозом «эректильная дисфункция». В рамках лечения с августа по сентябрь 2023 года им выполнили хирургическую операцию по установке имплантатов полового члена.

Для анализа полученных фрагментов тканей пенисов применили лазерную систему визуализации химических свойств с помощью направленного инфракрасного излучения Agilent 8700 Laser Direct Infrared (LDIR). Кроме того, морфологию образцов исследовали с помощью сканирующего электронного микроскопа Zeiss Merlin, что позволило расширить диапазон обнаружения частиц менее чем до 20 микрометров.

В результате микропластик нашли в тканях пенисов четырех из пяти пациентов (еще один образец служил контрольным). Размеры частиц, выявленных с помощью системы LDIR, варьировались от 20 до 500 микрометров, а сканирующий электронный микроскоп позволил обнаружить микропластик диаметром до двух микрометров.

Специалисты идентифицировали в тканях пенисов семь видов пластика. Чаще всего встречались частицы полиэтилентерефталата и полипропилена. Оба широко используются для упаковки продуктов питания и напитков, а также в других повседневных предметах быта.

Теперь, когда присутствие микропластика в тканях пенисов подтверждено, необходимы дополнительные исследования, чтобы изучить возможную связь с эректильной дисфункцией и мужским бесплодием, подчеркнул Рамасами. Нужно установить, существует ли какой-то уровень содержания микропластика, превышение которого ведет к патологиям, и выявить, какие именно типы полимеров вызывают сбой.

У ученых появляется все больше свидетельств того, что микропластик может проникать в клетки и ткани организма. Специалисты Колумбийского университета (США) ранее сообщили о сотнях тысяч частиц нанопластика, найденных в бутилированной питьевой воде.

В последние десятилетия количество сперматозоидов у мужчин неуклонно падает, и в 40 процентах случаев причины низкого числа половых клеток остаются неустановленными. Многие исследования говорят о потенциальной роли химического загрязнения. Недавние эксперименты на мышах показали, что под воздействием микропластика у них сокращалось количество сперматозоидов, возникали аномалии и гормональные сбои.

Ранджит Рамасами добавил, что людям следует внимательнее относиться к потреблению воды и пищи из пластиковых бутылок и контейнеров. Ученый посоветовал попытаться ограничить их использование, пока не будет установлен порог, способный вызывать патологию.

Токсиколог Мэтью Дж. Кампен (Matthew J. Campen) и соавтор недавней работы о микропластике в яичках мужчин и псов назвал результаты нового исследования еще одним тревожным подтверждением повсеместного присутствия пластика в организме.

«Пластик, как правило, не вступает в реакцию с клетками и химическими веществами в нашем теле, но может физически нарушить многие происходящие в нем процессы, необходимые для нормальной работы организма, в том числе связанные с эрекцией и выработкой спермы», — предупредил специалист.