Ученые продемонстрировали, как курение усугубляет течение Covid-19 — Naked Science
18.11.2020
Денис Гордеев

Ученые продемонстрировали, как курение усугубляет течение Covid-19

3.9

Эта работа поможет исследователям лучше понять риски коронавирусной инфекции для курильщиков.

Микрофотографии моделей ткани дыхательных путей
Микрофотографии моделей ткани дыхательных путей, с клетками, инфицированными вирусом SARS-CoV-2 (зеленый); ткань, подвергавшаяся воздействию сигаретного дыма (справа), имела в 2–3 раза больше инфицированных клеток, чем необработанная ткань (слева) / Gomperts, Purkayastha, Cell Stem Cell, 2020

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли наглядно показать, как курение способствует более тяжелому течению Covid-19. Для этого они использовали модель ткани дыхательных путей, созданную из стволовых клеток человека. Статья о работе опубликована в издании Cell Stem Cell.

Курение сигарет — одна из наиболее частых причин легочных заболеваний, включая рак и хроническую обструктивную болезнь легких. Большинство крупномасштабных исследований пациентов с Covid-19 показали, что у активных курильщиков гораздо выше риск тяжелой коронавирусной инфекции и летального исхода от нее. Но причины этого не совсем понятны специалистам.

Чтобы прояснить вопрос, авторы нового исследования решили воссоздать процессы, которые происходят, когда дыхательные пути курильщика заражены вирусом SARS-CoV-2. «Наша модель воспроизводит верхнюю часть дыхательных путей, которая является первым местом, куда попадает вирус, — говорит ведущий автор исследования Бриджит Гомпертс. — Здесь вырабатывается слизь для улавливания вирусов, бактерий и токсинов».

Модельные ткани вырастили из стволовых клеток дыхательных путей, взятых из легких пяти молодых здоровых некурящих доноров. Чтобы воспроизвести негативное влияние курения, исследователи обрабатывали эти культуры клеток сигаретным дымом ежедневно на протяжении четырех дней. Время одного сеанса экспозиции составляло три минуты.

Затем ученые заразили ткани, подвергшиеся воздействию сигаретного дыма, живым коронавирусом SARS-CoV-2, вместе с идентичными культурами клеток, которые не подвергали негативному воздействию. В моделях, на которые воздействовали дымом, исследователи наблюдали в два-три раза больше инфицированных клеток.

Авторы работы определили, что курение привело к более тяжелому течению Covid-19, по крайней мере частично, из-за блокирования интерферонов. Эти белки играют решающую роль в раннем иммунном ответе организма, заставляя инфицированные клетки производить противовирусные белки и “предупреждая” неинфицированные клетки о появлении патогена в организме.

Новая работа поможет исследователям лучше понять риски коронавирусной инфекции для курильщиков. Также она может предоставить полезную информацию для разработки новых терапевтических стратегий, которые позволят снизить вероятность развития тяжелых респираторных заболеваний у курильщиков.

Ранее японские ученые показали, как распространяется Covid-19 при разговоре за столом, а их британские коллеги выявили связь между коронавирусной инфекцией и развитием внезапной нейросенсорной тугоухости.