17.06.2020
Денис Гордеев
4 870

Ученые создали генномодифицированных коз, чье молоко содержит лекарство от рака

5.8

Разработка новозеландских ученых позволит сделать лечение некоторых типов рака более доступным.

Генномодифицированные козы
Козы могут стать живыми фабрикам и по производству моноклональных антител / Getty Images

Моноклональные антитела считаются наиболее перспективным средством против раковых опухолей. Получение таких антител — одна из самых важных задач современной биотехнологии. Ученые из Новой Зеландии заявили, что им удалось создать генномодифицированных коз, в молоке которых содержатся моноклональные противораковые антитела. Статья об этом опубликована на портале препринтов bioRxiv.

Исследователи добились того, чтобы козы вместе с молоком выделяли иммуноглобулины класса G к рецепторам эпидермальных факторов роста, аналогичные тем, что содержатся в препарате под названием цетуксимаб. Это лекарство применяется для лечения нескольких типов рака, в частности плоскоклеточного рака головы и шеи, а также метастатического колоректального.

Стоимость курса цетуксимаба — порядка 13 тысяч долларов. Ученые надеются, что их разработка позволит сделать лечение онкологических заболеваний более доступным. «Производить цетуксимаб с помощью животных гораздо экономичнее, потому что их молочные железы могут производить большое количество белков», — объясняет руководитель исследовательской группы Гетц Лайбле.

Стоит отметить, что дороговизна цетуксимаба обусловлена не только тем, что этот препарат производится лабораторным способом. Структура иммуноглобулинов, входящих в его состав, очень сложна. Поэтому их приходится получать из клеточных культур в строго контролируемых условиях, что, конечно же, приводит к высоким производственным затратам.

Гены, кодирующие противораковые иммуноглобулины, вставили в геном козьих клеток. При этом была использована та же технология, которая применялась при создании знаменитой клонированной овечки Долли. Две трансгенные линии коз, полученных в результате такого вмешательства, показали достаточно высокие уровни концентрации антител в молоке — порядка 10 г/л.

Кроме того, иммуноглобулины из козьего молока по некоторым характеристикам были лучше тех, что содержатся в коммерческом препарате. Так, эти антитела лучше связывались рецепторами CD16 на поверхности Т-киллерных клеток иммунной системы, что приводит к генерации антителозависимой Т-клеточной цитотоксичности и усилению иммунного ответа.

По словам ученых, козы могут стать отличной платформой для крупномасштабного производства противораковых антител. Иммуноглобулины легко выделяются из молока и очищаются, а сами генномодифицированные козы чувствуют себя нормально и ничем не отличаются от обычных животных.

Ранее мы писали о том, что японские ученые обнаружили корреляцию между развитием рака и предшествующими инфекциями, а их коллеги из Великобритании нашли вещество с противоопухолевым эффектом в листьях ивы.

По данным источника РИА Новости, испытания нового варианта беспилотного летательного аппарата «Охотник» с плоским соплом начнут летом. Ранее стало известно, что первые серийные БПЛА могут передать военным уже в 2024 году.