• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
20.05.2022, 14:09
Мария Азарова
3,0 тыс

Регулярное потребление клюквы улучшило эпизодическую память за три месяца

❋ 4.1

Помимо этого, ежедневное добавление всего 100 граммов клюквы в рацион помогло снизить уровень «плохого» холестерина.

Клюква
Клюква — группа цветковых растений семейства вересковые, объединяющая вечнозеленые стелющиеся кустарники, растущие на болотах в Северном полушарии / © Flickr / Автор: Lampronia Auxilius

Добавление клюквы в рацион на регулярной основе помогает улучшить эпизодическую память и работу мозга у людей старше 50 лет, а также снижать уровень «плохого» холестерина в крови, который увеличивается при нарушении обмена веществ и ведет к атеросклерозу. К такому выводу пришли ученые из Норвичской медицинской школы в Великобритании, Медицинского центра при Лейденском университете в Нидерландах и Пармского университета в Италии. Их исследование опубликовано в журнале Frontiers in Nutrition.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, уже к 2050 году 22 процента людей на нашей планете будут старше 60 лет. Это результат увеличения продолжительности жизни и, как отмечают специалисты, исключительное достижение. Но из-за риска развития множества хронических и дегенеративных неврологических состояний поддержание качества жизни на должном уровне представляет собой серьезную проблему. 

Согласно прогнозам, распространенность той же деменции — приобретенного слабоумия — будет расти в два раза каждые 20 лет. Процессы, ведущие к снижению когнитивных функций и деменции, сложны и многофакторны, в итоге многие существующие сегодня фармакологические вмешательства не работают. Тем не менее задача остается: нужно как можно быстрее найти эффективные решения, чтобы сдержать заболеваемость. 

Помимо генетической предрасположенности, на вероятность столкнуться с деменцией влияют многочисленные факторы окружающей среды, такие как питание, уровень физической активности, хронические болезни, курение и другие вредные привычки. Однако много что из этого списка — то есть часть образа жизни — можно поменять и тем самым снизить риск развития типичных старческих заболеваний.

По мнению авторов новой работы, один из возможных путей — включение в рацион клюквы (Vaccinium macrocarpon), которая особенно богата полифенолами — антоцианами, проантоцианидинами (типа А и В), флавоноидами и гидроксикоричными кислотами — и известна антиоксидантным и противовоспалительным действием. Как показали предыдущие эпидемиологические исследования, более частое потребление флавоноидов с пищей связано со снижением риска когнитивных нарушений и деменции, а продукты, богатые антоцианами (отвечают за придание красного, фиолетового и синего цветов некоторым фруктам и овощам) и проантоцианидинами улучшают познавательные функции. 

Ученые провели двойное слепое плацебо-контролируемое исследование, в котором на протяжении 12 недель участвовали 60 здоровых человек 50-80 лет, в том числе супружеские пары. Из выборки исключили добровольцев, которые во время телефонного анкетирования сообщили о чрезмерном потреблении продуктов, богатых флавоноидами (не только фруктов, овощей, темного шоколада, какао, но и чая с кофе). Затем все испытуемые прошли несколько когнитивных тестов в сочетании с комплексными биохимическими и МРТ-исследованиями.

После всех проверок одной группе выдали пакетики (по четыре с половиной грамма) с порошком высушенной клюквы: они должны были потреблять по два таких пакетика ежедневно — один утром и один вечером, — но не менять привычный рацион и избегать пищевых добавок либо лекарств. Суточная доза клюквенного порошка была эквивалентна одной чашке или 100 граммам свежих ягод. Другая группа получила пакетики с плацебо, по вкусу напоминающим все ту же клюкву.

Изначально между всеми добровольцами не было никаких различий в общем балле по когнитивным тестам. Но после 12 недель эксперимента оказалось, что ежедневный прием лиофилизированного экстракта клюквы привел к значительному улучшению показателей зрительной эпизодической памяти параллельно с усилением перфузии (доставка крови и питательных веществ) ключевых нейронных областей, поддерживающих когнитивные функции у пожилых людей. Рабочая память и исполнительные функции — система высокоуровневых процессов, позволяющая планировать действия в соответствии с общей целью — при этом у всех участников остались неизменными.

«Наши результаты прямо противоречат предыдущему клиническому исследованию, в котором не выявили никаких существенных изменений в работе памяти после употребления клюквы. Несоответствие, вероятно, связано с продолжительностью приема (шесть недель против 12) клюквы или составом продукта (клюквенный сок против порошка лиофилизированной цельной клюквы).

Также у испытуемых, потреблявших порошок клюквы, выявили значительное снижение уровня липопротеинов низкой плотности, или «плохого» холестерина. Причем эффекты оказались наиболее выражены у пожилых мужчин, у которых наблюдали резкое снижение массы тела, уровней глюкозы, артериального давления и липопротеинов высокой плотности.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
14 июня, 10:35
Игорь Байдов

Сам факт того, что после распада Западной Римской империи возникали новые государства, историкам известен давно. Нет сомнений в существовании королевств готов, франков, лангобардов и других постримских политических образований. Авторы нового исследования сосредоточились на более сложном вопросе. Они попытались выяснить, как именно происходило формирование таких обществ на уровне отдельных людей, семей и общин. Впервые благодаря сочетанию генетических и археологических данных исследователи смогли реконструировать развитие одного постримского политического общества, которое располагалось на территории Паннонии.

13 июня, 17:19
Evgenia Vavilova

Физикам долго не удавалось применить фазовый контраст в электронной микроскопии. Оказалось, что нужно было прекратить искать подходящее вещество для фазовой пластины и обратить внимание на лазеры.

12 июня, 12:35
Evgenia Vavilova

Ученые с высокой точностью измерили ключевые параметры нейтринных осцилляций — угол смешивания θ₁₂ и разность квадратов масс нейтрино. Результаты верифицировали несколькими методами.

14 июня, 10:35
Игорь Байдов

Сам факт того, что после распада Западной Римской империи возникали новые государства, историкам известен давно. Нет сомнений в существовании королевств готов, франков, лангобардов и других постримских политических образований. Авторы нового исследования сосредоточились на более сложном вопросе. Они попытались выяснить, как именно происходило формирование таких обществ на уровне отдельных людей, семей и общин. Впервые благодаря сочетанию генетических и археологических данных исследователи смогли реконструировать развитие одного постримского политического общества, которое располагалось на территории Паннонии.

13 июня, 17:19
Evgenia Vavilova

Физикам долго не удавалось применить фазовый контраст в электронной микроскопии. Оказалось, что нужно было прекратить искать подходящее вещество для фазовой пластины и обратить внимание на лазеры.

12 июня, 12:35
Evgenia Vavilova

Ученые с высокой точностью измерили ключевые параметры нейтринных осцилляций — угол смешивания θ₁₂ и разность квадратов масс нейтрино. Результаты верифицировали несколькими методами.

10 июня, 11:51
Александр Березин

Хотя длительность помех не превышала десяти секунд, это первый известный случай такого рода. Обычно спутникам не хватает мощности для создания радиосигналов той силы, что нужна для подобных помех.

17 мая, 10:35
Игорь Байдов

В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.

25 мая, 14:00
Андрей Серегин

В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Комментарий на проверке

Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Ошибка авторизации
По закону на российских сайтах теперь нельзя авторизовываться с помощью иностранных сервисов. Используйте другой способ или восстановите доступ по почте.
Восстановить доступ
Войти по-другому
Вход через почту
Введите привязанную к соцсети почту, чтобы восстановить доступ или получить одноразовую ссылку для входа на сайт.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно