25 апреля
3 839

Викинги поставляли в Киев черепа гренландских моржей

4.3

Торговля ценным сырьем в средневековой Европе проходила немного не так, как предполагали ранее.

Вопреки легендам, охота на моржей не была основным занятием гренландских викингов. Тем не менее, их добыча высоко ценилась не только в Европе, но и в Азии / ©goarctic.ru

В русских летописях неоднократно встречается упоминание неких «рыбьих зубов», которые включали в крупные дары наравне с очень ценными предметами — например, шкурками соболей. Речь шла не о рыбах и их зубах, а о моржовых клыках, которые ценили как поделочный материал.

Самое большое число находок относится к средневековому Новгороду, что совершенно логично, ведь новгородские земли доходили до северных морей, где и водились моржи. Ученые предполагали, что изделия из моржовых клыков или сами клыки (сырье), обнаруженные археологами в других городах Руси, тоже завозили из Новгорода. Но, возможно, все было несколько сложнее.

Находки моржовых костей в Киеве / ©James H. Barrett et al.

Международная группа ученых под руководством Джеймса Барретта (James Barrett) из Норвежского университета естественных и технических наук провела комплексный анализ девяти образцов моржовой кости, найденных в Киеве. Результаты представлены в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Исследователи сравнили древнюю ДНК образцов из Киева с ДНК изделий из моржовой кости, относящихся к тому же времени, но имеющих разное географическое происхождение. Кроме того, они провели анализ стабильных изотопов и сравнили стилистику резных артефактов с европейскими аналогами. Находки, о которых идет речь в статье, включают в себя как готовые изделия из моржового бивня, так и черепа моржей.

В результате выяснилось, что шесть из девяти образцов с высокой вероятностью попали в Киев от берегов Гренландии или из Канадской Арктики, но тоже через Гренландию. Еще два образца, скорее всего, тоже имеют гренландское происхождение, но добыты могли быть, судя по анализу изотопов, и в Баренцевом море. Девятый образец не удалось идентифицировать. Кроме того, пять образцов — это готовые резные изделия, выполненные в характерной стилистике викингов Гренландии.

Может показаться, что девять находок моржовых черепов или изделий из бивней — это очень мало. Но, на самом деле, нет. Самая большая коллекция средневековых моржовых костей собрана в Новгороде. Следующие крупные собрания такого рода находятся в Бергене и Шлезвиге и включают по 15 образцов. Между тем из источников нам известно, что эти два города наравне с Дублином и Тронхеймом были центрами обработки и торговли моржовой костью, которая высоко ценилась в Европе вплоть до начала крупных поставок слоновой кости из Африки.

Шахматы с острова Льюис. Ученые предполагают, что их вырезали из моржового бивня в XII-XIII веках в Тронхейме, который был тогда крупным центром обработки и продажи таких товаров / ©wikipedia.org

Большое значение имеет и то, где именно в Киеве были найдены изделия и черепа. Их обнаружили во время археологических раскопок в районе Подола, между Днепром и его правым, ныне несуществующим притоком Почайной. В XII веке, судя по археологическому контексту, эта часть нижнего города служила рынком и производственным районом.

Почайна обеспечивала естественную гавань, поэтому Подол был бурно развивающимся и богатым районом Киева. Во время тех же работ, когда нашли моржовые кости, археологи обнаружили множество импортных артефактов середины и конца XII века — как с севера (из Германии), так и с юга (из Византии).

То, что через Киев моржовые бивни попадали на юг, в Византию и далее в Азию, в общем-то не было секретом. Арабский географ X века Шамсуддин аль-Мукаддаси, как и персидский ученых XI века Аль-Бируни, рассказывал о торговле «рыбьими зубами» вдоль Волги. Византийские источники указывают на то, что изделия из этих «зубов» ценили больше, чем изделия из слоновой кости.

Однако ранее ученые считали, что торговля викингов с Русью очень сильно сократилась в XI веке. Поэтому и предполагалось, что киевские моржи прибыли на юг из Новгорода. Теперь можно говорить, что какие-то торговые связи — возможно, через посредников — сохранились. И через Киев в Азию попадали изделия из моржовых клыков не только с Русского Севера, но и с берегов Гренландии.