Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Викингов обвинили в истреблении балтийской сельди
Скандинавов конца I тысячелетия массовая культура обычно представляет в образе суровых воинов, а вовсе не торговцев. Это совпадает с историческими источниками, согласно которым основным предметом торговли викингов были люди, захваченные ими в набегах. Еще викинги продавали балтийский янтарь и скандинавские точильные камни, но не в слишком больших количествах. Сейчас биологи и археологи нашли еще одну статью экспорта викингов — и довольно прибыльную.
Атлантическая сельдь (Clupea harengus) — ценная промысловая рыба, с которой все мы отлично знакомы. Ранее историки считали, что обширная торговля сельдью началась примерно в 1200 году нашей эры. Позже ее контролировал Ганзейский союз. В журнале PNAS вышла работа, авторы которой утверждают, что она была налажена уже в эпоху викингов.
Биологи изучили находки археологов, сделанные в Трусо — прусском торговом поселении на территории современной Польши. Это крупный порт и торговый город эпохи викингов. В IX-X веках с него начинался Янтарный путь в южные земли.
Среди артефактов, найденных на раскопках Трусо, исследователи обнаружили кости селедки и датировали их 800-850 годами нашей эры — то есть эпохой викингов. На первый взгляд, ничего странного в этой находке нет. Трусо стоял на берегу Балтийского моря, так почему его обитатели не могли поймать селедку и без викингов? Почему вообще возникла мысль о дальней торговле?
Дело в том, что сельдь, которую добывали на Балтике, делится на два типа: одни идут на нерест весной, а другие — осенью. Те, которые предпочитают осенний нерест, также живут в более соленой воде — на западе моря, в районе пролива Каттегат. В районе города Трусо воды Балтики куда менее соленые, чем во всех окрестных морях, и той рыбе, что привыкла жить в более соленой воде, трудно и практически невозможно приспособиться к таким условиям. Более того, сельди, у которых нерест различается по времени года, даже не скрещиваются между собой.
Из этого ученые сделали вывод, что селедку, съеденную в Трусо, выловили в районе Каттегата и каким-то образом доставили на юго-восток Балтики. Ранее уже было известно, что викинги торговали треской: кости этой рыбы находили в Хедебю — важнейшем торговом центре эпохи, который находился на севере современной Германии.
Но торговать на большие расстояния сельдью гораздо сложнее, чем треской. Селедка значительно жирнее и, следовательно, быстрее портится. Можно, конечно, предлагать покупателям сюрстрёмминг, но в Средние века у людей на руках было слишком много оружия и такое ароматное предложение могло плохо закончиться.
Сельдь надо было либо солить, либо коптить. У нас нет ни находок, ни упоминания в исторических источниках каких-либо центров предпродажной подготовки рыбы эпохи викингов. Это говорит лишь о том, что наши знания о том времени отрывочны. Но ясно, что если вам надо обрабатывать рыбу перед транспортировкой и продажей, нужно иметь достаточно большой промысел и серьезные торговые связи — иначе вложения не окупятся.
Авторы работы не только отодвигают начало крупной торговли селедкой на 400 лет раньше. Они высказывают предположение, что традиции ловли этой рыбы сохранялись веками, что привело к локальной экологической проблеме.
Мы упомянули, что сельди осеннего и весеннего нереста размножаются и живут в разных местах, поэтому практически не скрещиваются между собой. Осенние нерестовики крупнее и жирнее — то есть более интересны в смысле промысла. И вслед за викингами именно их добывали еще более тысячи лет, пока в начале XX века не оказалось, что осенних нерестовиков стало слишком мало для коммерческого промысла.
Сейчас в Балтике коммерческий улов на 90 процентов состоит из весеннего нереста. Дело не в том, что осенние нерестовики полностью исчезают в этом море, скорее больше не представляют коммерческого интереса. Они все еще есть, но не в том количестве, что в IX веке. Авторы работы считают, что именно чрезмерная добыча сельди, которую начали викинги, привела к такому результату.
Ученые описали новый для науки вид пескарей из бассейна реки Урал и потому назвали его Gobio uralensis. Оказалось, что этот вид по внешним признакам (морфологии) наиболее близок к волжскому пескарю, обитающему на территории Европейской части России, а генетически — к маркакольскому, населяющему реки Казахстана и Китая. Это может говорить о том, что уральский пескарь появился в далеком прошлом в результате гибридизации европейских и азиатских линий пескарей.
После тяжелого эмоционального потрясения, например развода или потери близкого человека, у некоторых людей может возникать кардиомиопатия такоцубо, также известная как стрессовая кардиомиопатия, или «синдромом разбитого сердца». Хотя это состояние, напоминающее симптомами сердечный приступ, чаще встречается у женщин, новое исследование показало, что для мужчин оно вдвое смертоноснее.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии