Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Археологи нашли верфь эпохи викингов
В одном из самых важных городов древней Скандинавии обнаружили еще одно место, где могли причаливать корабли. Но вот кому было позволено там швартоваться?
Археологи из Стокгольмского университета (Швеция) обнаружили уникальную верфь эпохи викингов в древней Бирке на острове Бьёркё в озере Меларен. Она представляет собой углубление в береговой зоне, выложенное камнем, с деревянной лодкой на дне. Кроме того, исследователи нашли много неиспользованного и использованного крепежа для судов, точильных камней и инструментов для обработки дерева.
Город Бирка — один из самых крупных торговых центров викингов, функционировавший в 750-975 годах нашей эры. До викингов место тоже не пустовало: там нашли много захоронений вендельского периода (550-793 годы в Швеции).
Во времена викингов озеро Меларен было заливом Балтийского моря, а сама Бирка — морским портом. Бирка упоминается в «Жизнеописаниях святого Ансгария» (этот христианский миссионер посещал город дважды) и трудах Адама Бременского (а этот хронист писал с чужих слов, при нем город уже был заброшен).
Наиболее интересна для археологов территория, которую из-за цвета грунта называют Черной Землей. На этом участке нашли больше всего артефактов, хотя он не был центром города. Это скорее пологий спуск к воде.
Основная городская территория располагалась на западе острова, была значительно больше Черной Земли и обнесена широкой оборонительной стеной. На юго-западе от Черной Земли находился холм высотой в 30 метров. На нем нашли остатки укрепления — очевидно, наблюдательного пункта, с которого хорошо просматривались подходы к острову.
В Бирке и ее окрестностях на сегодня нашли четыре гавани, но вот верфь обнаружили впервые. Основная гавань принимала корабли непосредственно рядом с Черной Землей: ученые даже предполагают, что цвет грунта там темнее, чем на остальной части острова, именно из-за интенсивного использования территории. Вход в гавань был защищен подводным частоколом (видимо, на случай недружественных визитов).
На севере находилась еще одна гавань — Куггхамн, в которую могли входить большегрузные суда. По поводу того, использовали ли эту гавань викинги, у ученых до сих пор нет общего мнения: некоторые считают, что гавань относится ко временам Ганзы и предназначена для фризских коггов. Тем не менее некоторые элементы гавани датированы периодом викингов.
На острове были еще две небольшие гавани (в бухтах Корсхамн и Сальвикен), которые, возможно, предназначались для местных рыболовов. Теперь нашли пятое место, где могли стоять суда, — у причальных сооружений рядом с верфью, довольно крупных размеров.
То, что Бирка была большим торговым центром, видно по находкам. Огромное число дирхемов (арабская серебряная монета) говорит об активной торговле с Арабским халифатом. Также есть предположение, что викинги Бирки ходили в Среднюю Азию еще в VIII веке, то есть до основания Киевской Руси.
Образцы шелка, стекла (из Рейнской области), большое количество янтаря (предназначенного, очевидно, к отправке через Великий янтарный путь) свидетельствуют, что не только Восток привлекал викингов.
В нескольких захоронениях в Бирке археологи нашли торговые весы, а более чем в сотне — гири. То есть профессия торговца была настолько уважаемой, что это отражалось в погребальном инвентаре.
Для такого города находка верфи вполне ожидаема, тем не менее произошло это только сейчас. Город и окрестности неоднократно исследовали с помощью георадаров, установленных на беспилотники, и тщательно картографировали полученные данные. В итоге стало ясно, что в Бирке, помимо городской среды, есть очень крупный порт с остатками всего необходимого — от причалов до спусков на воду и верфей.
Но открытие ставит новые вопросы. Например, почему основная гавань защищена подводным частоколом, а место, где нашли верфь, — нет? К тому же неясно, была эта верфь общественной (у викингов встречались такие институты) или частной. Если верно второе, должна быть еще одна верфь: при столь интенсивной торговле монополия на услуги такого рода долго длиться не могла. И, конечно, непонятно, по какому принципу разделяли тех, кто входил в охраняемую гавань, а кто оставался на причале рядом с верфью или в северных гаванях.
Ученые описали новый для науки вид пескарей из бассейна реки Урал и потому назвали его Gobio uralensis. Оказалось, что этот вид по внешним признакам (морфологии) наиболее близок к волжскому пескарю, обитающему на территории Европейской части России, а генетически — к маркакольскому, населяющему реки Казахстана и Китая. Это может говорить о том, что уральский пескарь появился в далеком прошлом в результате гибридизации европейских и азиатских линий пескарей.
После тяжелого эмоционального потрясения, например развода или потери близкого человека, у некоторых людей может возникать кардиомиопатия такоцубо, также известная как стрессовая кардиомиопатия, или «синдромом разбитого сердца». Хотя это состояние, напоминающее симптомами сердечный приступ, чаще встречается у женщин, новое исследование показало, что для мужчин оно вдвое смертоноснее.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.
Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии