Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
05.11.2020
6 999

Ученые предположили, что в древности женщины охотились наравне с мужчинами

4.5

По крайней мере, так, вероятно, обстояли дела около девяти тысяч лет назад на просторах Северной и Южной Америки. Об этом свидетельствуют находка могилы женщины с охотничьими атрибутами, а также анализ других захоронений.

Ученые предположили, что в древности женщины охотились наравне с мужчинами / ©phys.org

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. О первобытном разделении труда, когда мужчины охотились, а женщины занимались собирательством, известно всем. Эта версия широко популярна и в научных кругах. Ведь такая картина наблюдается в современных традиционных сообществах, хотя и не во всех. Так, четкого гендерного разделения труда нет, например, у бушменов.

Гипотеза основана на том, что женщины обладают меньшей физической силой и тратят больше времени на уход за потомством. Однако сегодня такое поведение и природные данные характерны далеко не для всех представительниц прекрасного пола. Не исключено, что так было и в древности, а возможно, эти черты могли быть даже более ярко выраженными.

В пользу гипотезы о том, что женщины, как и мужчины, принимали участие в охоте, говорит захоронение одной из них, найденное в Андах, на территории современного Перу (место получило название Wilamaya Patjxa). Останкам, обнаруженным еще в 2018 году, порядка девяти тысяч лет.

Рядом со скелетом человека, возраст которого при жизни составлял от 17 до 19 лет, находился богатый охотничий набор: множество наконечников для стрел и инструментов для разделки животных. Известно, что в могилу помещали те атрибуты, которыми человек пользовался при жизни, поэтому логично предположить, что в могиле лежал охотник. Рядом с этим захоронением находились и другие, менее богатые.

Поначалу исследователи предположили, что перед ними мужчина, но анализ зубного протеина подтвердил, что в могиле, скорее всего, похоронена женщина. Анализ изотопов костей показал, что она питалась по преимуществу мясом, как и все охотники. Это заставило ученых задуматься о том, какую роль мог играть женский пол в социуме тех далеких времен. Чтобы выяснить это, ученые из Калифорнийского университета (США) изучили данные об останках 429 человек из 107 археологических памятников, расположенных в Северной и Южной Америке.

Из них 27 человек оказались связаны с орудиями охоты на крупную дичь. При этом 11 человек из них (включая обсуждаемую находку) оказались женщинами, а 16 — мужчинами. Таким образом, ученые сделали вывод, что участие женщин в охоте было обычным явлением: статистический анализ показал, что от 30 до 50 процентов охотников в группах составляли именно женщины.

Такие показатели резко контрастируют с современными, где в традиционных сообществах женщины, как правило, не участвуют в охоте. По крайней мере, их процент составляет определенно меньше 30 процентов. Ученые предполагают, что в древности дела могли обстоять иначе.