Европа в эпоху охоты

Европа в эпоху охоты

До перехода к земледелию европейцы были смуглыми, голубоглазыми, похожими друг на друга и генетически, и культурно.

Brana_I_Final-pic4_zoom-1000x1000-15970

Свое победное шествие по европейскому континенту земледелие начало около 8,5 тыс. лет назад, а до того времени местные жители вели жизнь охотников и собирателей. Некоторые особенности внешнего вида (и внутреннего устройства) тех далеких предков открыло недавнее исследование ДНК, выделенной из обнаруженного на территории Испании скелета, возраст которого оценивается в 8 тыс. лет.

Судя по всему, взрослые европейцы того времени еще не могли переваривать лактозу, что вряд ли удивительно. При этом они были темнокожими, голубоглазыми и имели иммунитет к целому ряду болезней, ставших бичом цивилизованного человечества.

Земледелие пришло на Запад из Средней Азии, где оно появилось около 10 тыс. лет тому назад. Успешные технологии быстро распространялись и через Грецию и Балканы за считанные столетия вырвались на просторы Европы, неся с собой коренные изменения в питании и образе жизни древних людей. Со временем эти изменения не могли не сказаться и на генетических особенностях популяций, переходивших от охоты и собирательства к земледелию.

Скелет, возраст которого оценивается в 8 тыс. лет

©J.M. Vidal Encina

До сих пор эти изменения удавалось исследовать, лишь сравнивая геномы современных европейцев и экстраполируя эти данные в прошлое. Однако появившиеся за последние годы технологии выделения фрагментов ДНК из древних останков открыли перед генетиками совершенно новые возможности.

Так, в 2006 году в пещере на северо-западе Испании были обнаружены два скелета, а по соседству ? украшения, сделанные из зубов благородного оленя. Возраст останков был оценен примерно в 8 тыс. лет, а в 2012 году ученым удалось установить последовательность митохондриальной ДНК, выделенной из одного из этих скелетов. Она оказалась близкой к ДНК других охотников и собирателей с севера и востока Европы, что говорит о большом генетическом (и, видимо, культурном) единообразии, царившем на континенте до развития земледелия.

А недавно испанские генетики с помощью своих коллег из Швеции сумели секвенировать уже «главную», ядерную ДНК, выделив ее из того же древнего скелета. Затем они провели анализ некоторых генов, влияющих на цвет глаз и кожи, связанных с особенностями питания и иммунитета, открыв интересную картину далекого прошлого Европы.

Во-первых, оказалось, что тогдашние европейцы имели довольно редкую для сегодняшнего дня комбинацию весьма смуглой кожи и светлых, голубых глаз. Ученые полагают, что светлая кожа позволяет организму эффективнее вырабатывать витамин Д под действием солнечных лучей. Ранние охотники, жившие на почти исключительно мясной и рыбной диете, получали достаточное количество этого витамина с пищей, а вот земледельцы, перешедшие почти целиком на растительное питание, нуждались в собственных ресурсах, что впоследствии стимулировало «осветление» кожи.

Во-вторых, как и можно было ожидать, древние охотники и собиратели еще не были в состоянии усваивать «молочный сахар», лактозу. Эта способность появилась у современных европейцев гораздо позднее и совершила настоящую революцию, во многом определив современный облик человечества (подробно об этой удивительной мутации и ее последствиях вы можете прочесть в январском номере Naked Science).

До перехода к земледелию европейцы были смуглыми, голубоглазыми