Эксперты о квантовых компьютерах
13.12.2017
Редакция Naked Science

У древнеегипетской мумии обнаружили рак

Исследователи из США выявили у древнеегипетской мумии по имени Хен злокачественную опухоль. Открытие может позволить лучше понять, как в древности боролись с онкологическими заболеваниями.

thumb_82359_1280x700_0_0_crop

Мумию по имени Хен в 1894 году поместил в Публичную библиотеку Казеновия благодетель Роберт Хаббард. Ранее он приобрел ее в Египте. Возраст находки составляет приблизительно две тысячи лет. У мумии долгая и богатая история. До 2006 года ученые предполагали, что перед ними египетская принцесса, потом эту версию опровергли. Кроме пола и социальной принадлежности исследователей также всегда интересовали многие другие детали, в частности причина смерти.

Ранее мумию уже пытались изучить при помощи компьютерной томографии: увы, технологии не позволили получить детальные сведения. Между тем за прошедшие десять лет количество детекторов у томографов возросло с 16 до 320, что и позволило вновь заговорить про исследование Хена.

Сейчас медики нью-йоркской больницы Крауса применили полную компьютерную томографию для изучения странного «пациента». К своему удивлению специалисты диагностировали у мумии редкую опухоль на малоберцовой кости — длинной тонкой трубчатой кости голени. По мнению экспертов, речь идет о злокачественной опухоли. Древние египтяне не умели сколько-нибудь эффективно противостоять раку. Ученые выявили следы хирургического вмешательства и не исключают, что человек умер во время неудачной операции.

Исследование мумии Хен / ©Daily Accord

Открытие может помочь исследователям больше узнать о злокачественных опухолях, от которых страдали жители Древнего Египта, а также о методах, которые использовали египтяне для борьбы с такими заболеваниями. Впереди у ученых много работы, и делать окончательные выводы относительно мумии по имени Хен еще рано.

Исследование мумии Хен / ©Daily Accord

Ранее другая группа ученых сделала «сенсационное» открытие на основе анализа сотен мумий: якобы в Древнем Египте почти не болели раком. Между тем критики указали на относительно невысокую продолжительность жизни древних египтян. В то же время известно, что рак чаще всего поражает людей зрелого, пожилого и старческого возраста.

Древний Египет постепенно приоткрывает свои тайны. В этом году международная группа исследователей впервые представила надежные результаты генетического анализа древних египтян. Оценка дрейфа генов продемонстрировала, что тесней всего обитатели Древнего Египта связаны с представителями неолита и бронзового века Леванта, а также неолита современных Турции и Европы. Важно сказать, что полученные данные популяционной истории хорошо согласуются с результатами прошлых исследований.