Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Сжигание угля привело к оползню в Китае
Продукты сжигания угля растворились в облаках и пролились кислотным дождем, размывшим основание горы; дело завершили бактерии, питающиеся почвой. В результате произошел оползень, убивший больше 70 человек.
Загрязнение воздуха в Китае приводит, по данным журнала The Lancet, к 1,1 млн преждевременных смертей от респираторных и аутоиммунных заболеваний в год. Новое исследование геологов из Китайского университета геологии в городе Ухань показывает, однако, что загрязнение воздуха может быть не только причиной болезней, но и природной катастрофы. Оказалось, что кислотные дожди, выпадающие из-за высокого содержания продуктов сгорания угля в атмосфере, медленно размягчают некоторые типы горных пород, из-за чего могут происходить оползни и сели.
Обычно оползни происходят из-за того, что внешняя сила – такая как сильные осадки или землетрясения – дестабилизирует слои породы, формирующие гору или холм. Землетрясения сообщают породе механическую энергию, необходимую для преодоления сил трения, которые удерживают гору на месте, а вода служит лубрикантом и уменьшает сами силы трения.
Оползень 2009 года в уезде Улун (Jiweishan landslide), унесший жизни 74 человек, случился без видимой причины: не было ни сильных дождей, ни землетрясений. Авторы статьи, которая готовится к публикации в журнале Earth and Planetary Science Letters, нашли причину – ею оказались кислотные дожди, медленно растворившие один из слоев горы. Причиной кислотности дождей, в свою очередь, стало сжигание угля (Китай – главный мировой импортер угля, его сжигание – основной способ выработки электроэнергии в стране). Среди продуктов сгорания угля – оксиды серы и азота, которые дают сильные кислоты при контакте с водой в облаках.
Чтобы убедиться, что причиной оползня были именно кислые дожди, геологи обратились к структуре горы, с которой началась катастрофа. Часть ее была сформирована черной глиной, содержащей скользкие минералы (к примеру, тальк), и кальцит, скреплявший глину. Вода с низким pH могла растворить кальцит и сделать глину очень скользкой. Предположение подтвердилось лабораторным экспериментом, но не только эта химическая реакция послужила причиной оползня; кислая вода создала в породе излишек кислорода, азота, фосфора и серы.
В этой среде активнее, чем обычно, размножались микроорганизмы, жившие в глине; анализ ДНК, извлеченной из образцов глины, показал присутствие сотен видов микроорганизмов, включая те, что способны разлагать некоторые компоненты глины. Получая достаточно питательных веществ с кислой водой, такие микроорганизмы могли буквально источить гору, считает один из авторов исследования Маури МакСавини, инженер-геоморфолог из Королевского научно-исследовательского института Новой Зеландии. Сейчас авторы работы планируют найти больше доказательств своей гипотезы, изучив микробиоту и кислотность дождевой воды в других местах, где без видимых причин происходили крупные оползни.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии