Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В Масаде нашли платежную ведомость римского легионера
Израильские археологи обнаружили папирус с подробным описанием заработной платы римского солдата, служившего в гарнизоне одной из самых неприступных крепостей Иудеи времен Первой Иудейской войны. Скажем честно: прибавка жалования лишней бы не стала.
Масада — древняя крепость, построенная царем Иродом Великим между 37 и 31 годами до нашей эры. Она находится на утесе с отвесными склонами, что резко повышает обороноспособность любого укрепления. Когда римляне установили контроль на Иудеей, в Масаде разместили легионеров.
Во время Первой Иудейской войны, в 66 году нашей эры, Масаду взяли зелоты, а позже она перешла под контроль сикариев — это наиболее радикальная группа зелотов, предпочитавшая массовый террор.
В 70 году перед римлянами пал Иерусалим, Масада осталась последней крепостью восставших. В 72 году нашей эры X Охраняющий пролив легион (Legio X Fretensis), которым командовал Луций Флавий Сильва, отправился на Масаду, чтобы сломить сопротивление сикариев. Легион поддерживали несколько вспомогательных подразделений и еврейские военнопленные. Иосиф Флавий пишет, что под стены Масады пришли 15 тысяч человек. Население же крепости не превышало тысячу человек, включая женщин и детей.
После нескольких попыток прорвать оборону Масады римляне построили гигантский осадный вал, подняв западный склон на высоту в 61 метр. Про то, как за 700 лет до нашей эры подобную технологию использовали ассирийцы, мы уже рассказывали. Осадная башня и таран медленно поднимались по пандусу, и 16 апреля 73 года нашей эры стены Масады были пробиты.
Последовавшие за этим события историки описывают по-разному. Согласно Иосифу Флавию: «По воле Божьей и по необходимости [они, сикарии] должны были умереть», тянули жребий и убивали друг друга по очереди, до последнего человека (поскольку иудаизм запрещает самоубийство). Некоторые исследователи полагают, что население Масады перебили римляне.
Археологи из Израильского управления древностей во время раскопок в Масаде нашли подробный военный расчет (один из трех легионерских расчетов, обнаруженных во всей Римской империи), выданный римскому солдату-легионеру в 72 году нашей эры — то есть еще в период осады крепости римлянами.
Эта платежная ведомость содержит подробную информацию о зарплате римского солдата за два платежных периода (из трех, которые он получал ежегодно), включая различные вычеты. Сохранность папируса не поражает воображение, но все же из текста удалось узнать много нового.
Например, стало ясно, что из зарплаты легионера вычитали стоимость выданной ему туники, сапог и даже ячменя для лошади. В результате выяснилась поразительная вещь: после всех вычетов на руки легионер не получал почти ничего и, предполагают ученые, радовался тому, что не остался должником.
Исследователи подчеркивают: хотя этот документ дает представление о расходах одного солдата в конкретный год, ясно, что, учитывая характер и риск работы, легионеры оставались в армии не только и даже не столько ради зарплаты.
Авторы работы предполагают, что солдатам разрешалось грабить во время военных кампаний. Правда, в этом случае не вполне ясно, на что жить в мирные периоды, которые иногда наступали даже в Иудее, а в других провинциях империи вовсе были нормой. Другие предположения возникают при изучении различных исторических текстов, хранящихся в Лаборатории свитков Мертвого моря Израильского управления древностей.
Например, документ, обнаруженный в Пещере писем в Нахаль-Хевер, времен восстания Бар-Кохбы (132-135 годы нашей эры) проливает свет на некоторые побочные промыслы римских солдат. Это договор займа, подписанный между римским солдатом и еврейским жителем, причем первый взимал со второго проценты, превышающие законные. Насколько часто легионеры занимались ростовщичеством, совершенно неясно: в письменных источниках такие случаи не упоминаются.
Ученые описали новый для науки вид пескарей из бассейна реки Урал и потому назвали его Gobio uralensis. Оказалось, что этот вид по внешним признакам (морфологии) наиболее близок к волжскому пескарю, обитающему на территории Европейской части России, а генетически — к маркакольскому, населяющему реки Казахстана и Китая. Это может говорить о том, что уральский пескарь появился в далеком прошлом в результате гибридизации европейских и азиатских линий пескарей.
После тяжелого эмоционального потрясения, например развода или потери близкого человека, у некоторых людей может возникать кардиомиопатия такоцубо, также известная как стрессовая кардиомиопатия, или «синдромом разбитого сердца». Хотя это состояние, напоминающее симптомами сердечный приступ, чаще встречается у женщин, новое исследование показало, что для мужчин оно вдвое смертоноснее.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии