• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
09.06.2020
Сергей Васильев
15 844

Некоторые участки Великой Китайской стены возводились не для обороны

5.3

Анализ останков плохо сохранившейся Северной линии — одного из древних ответвлений Великой Китайской стены — показал, что она была построена для выполнения не оборонительных, а таможенных функций.

Участок сооружений Северной линии
Участок сооружений Северной линии / ©Hebrew University

То, что мы называем Великой Китайской стеной, не является единым памятником. Стена длиной около 9000 километров (а со всеми ответвлениями — и более 20 тысяч километров) состоит из отдельных участков, которые сооружались и объединялись на протяжении почти 2000 лет. Самые продолжительные ее участки возводились при династии Мин в попытке защититься от монгольских набегов. Широкие каменные пролеты хорошо сохранились и сегодня стали самыми знаменитыми и любимыми у туристов.

Однако самые древние датируются еще III веком до нашей эры и представляли собой невысокие глинобитные конструкции, которыми пытались отгородиться друг от друга воюющие царства еще не объединенного Китая. Самая северная из таких ранних стен протянулась через весь северо-восток нынешних КНР и Монголии, заходя на территорию современной России. В отличие от более южных, она не разделяет области кочевых и оседлых народов, степи от пашен или одно государство от другого. До сих пор трудно сказать, для чего именно была возведена эта почти 750-километровая стена.

Ученые исследовали самый северный из исторических участков Великой Китайской стены / ©Wikimedia Commons

В журнале Antiquity готовится к публикации новая статья израильского археолога Гидеона Шелах–Леви (Gideon Shelach-Lavi) и его коллег из Монголии и США, которые исследовали Северную линию с помощью спутников и беспилотников. Снимки позволили картировать участки древней стены и остатки связанных с ней сооружений в монгольской провинции (аймаке) Дорнод. Изучив полученные снимки, ученые заключили, что наиболее сохранившиеся фрагменты глинобитной Северной линии имеют около метра в высоту и десяти — в ширину.

Археологи считают, что квадратное в основании сооружение выступало казармами, а круглое — загоном для скота / ©Shelach-Lavi et al., 2020

По расчетам авторов, в прошлом высота ее могла достигать и двух метров, причем по северной стороне шел неглубокий ров, откуда, по-видимому, извлекался материал для строительства. Трудно представить, чтобы такое скромное препятствие могло остановить свирепых варваров с севера, хотя именно с этим связывает его местная традиция, называя руины «Стеной Чингисхана». К тому же радиоуглеродный анализ позволил датировать строительство Северной линии периодом между 1000 и 1100 годами, веком раньше походов жестокого завоевателя.

Ученые обратили внимание на положение стены — на равнине между горными грядами — и на расположение остатков связанных с ней сооружений. По их словам, они находятся в местах, наиболее удобных для перехода, позволяя эффективно контролировать движения кочевников, стад животных и торговых караванов. Все это может свидетельствовать о том, что предназначением Северной линии — а возможно, и некоторых других участков Великой Китайской стены — было сдерживание перемещений людей и скота для контроля за миграциями и сбора пошлин.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

Вчера, 11:27
Дарья Губина

Ученые исследовали гранулы магнетита в образцах с поверхности астероида Рюгу и обнаружили на их поверхности соединения азота — элемента, без которого не появилась бы жизнь на Земле.

Позавчера, 14:23
ПНИПУ

Марс — точка притяжения ученых умов, объект мечтаний писателей, кинематографистов и обычных людей. Математик первой категории кафедры математического моделирования систем и процессов, преподаватель Политехнической школы ПНИПУ Евгений Бурмистров рассказал, чем опасны межпланетные путешествия, какую выгоду человечество извлечет из колонизации Красной планеты, возможно ли воссоздать атмосферу на Марсе и как вернуться обратно на Землю.

Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

27 ноября
Ольга Иванова

Финские исследователи пришли к выводу, что возрастная потеря слуха может быть связана с нездоровой потерей веса.

29 ноября
УрФУ

Палеонтологи из России и Таджикистана обнаружили в урочище Куруксай (Таджикистан) уникальную находку — череп древнего верблюда Трофимова периода раннего плейстоцена возрастом 2,5 миллиона лет. Целый череп — большая удача, так как в основном находят его части или кости, а черепную коробку верблюда конкретно этого вида раньше не находили.

15 ноября
Александр Березин

Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.

10 ноября
Михаил Орлов

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.

Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: