Малярия преследовала человечество раньше, чем считалось — Naked Science

Малярия преследовала человечество раньше, чем считалось

4.5

Ученые из Вьетнама, Австралии и Новой Зеландии выяснили, что малярия стала угрожать человеческим сообществам более семи тысяч лет назад, а начало земледелия лишь спровоцировало ее разрушительное распространение.

Комар рода Anopheles / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. До сих пор считалось, что малярия — одно из самых смертоносных заболеваний на планете, которое уносит жизни от 1,3 миллиона до трех миллионов человек ежегодно (67 процентов случаев приходится на детей в возрасте до пяти лет) — появилась в эпоху земледелия.

Однако исследование ученых из университетов Отаго (Новая Зеландия) и Джеймса Кука (Австралия), а также Института антропологии (Вьетнам) показало, что малярия угрожала человечеству задолго до развития сельского хозяйства. По крайней мере, так ситуация обстояла в Юго-Восточной Азии.

Исследователям удалось выявить у охотников-собирателей с одного из археологических памятников, датируемых семью тысячами лет назад и находящихся на территории Вьетнама (Кон-Ко-Нгуа), наследственное заболевание, связанное с нарушением структуры белка глобина, — талассемию, которую еще называют анемией Кули. Этот недуг приводит к уменьшению размера эритроцитов и снижению их способности переносить кислород. Талассемия сегодня распространена в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском южном регионе.

Известно, что страдающие ею жители тропических стран лучше переносят малярию, чем все остальные люди. Таким образом, склонность к анемии Кули могла закрепиться в генах древних сообществ в качестве защиты от «болотной лихорадки» (обнаружить следы самой малярии невозможно — они не сохраняются на костях).

Чтобы прийти к такому выводу, ученые использовали микроскопические методы исследования изменений в костной ткани, которые провоцирует талассемия. Кости становятся аномально пористыми — именно этот эффект выявили авторы работы. Следы талассемии нашли на останках как древних охотников-собирателей, так и ранних земледельцев (памятник Ман-Бак в Северном Вьетнаме).