15 марта

Ученые оценили количество межзвездных объектов, посещающих Солнечную систему

5.6

Моделирование показало, что каждый год через Солнечную систему пролетают несколько межзвездных астероидов, а одна межзвездная комета — раз в 10-20 лет.

Комета 2I/Borisov: взгляд художника
Комета 2I/Borisov: взгляд художника / ©S. Dagnello, NRAO, NSF, AUI

Последние годы принесли астрономам несколько находок, каких не бывало прежде, в том числе пару межзвездных объектов, которые удалось заметить во время пролета сквозь Солнечную систему. В 2017-м был обнаружен Оумуамуа — по-видимому, межзвездный астероид, хотя гарвардский профессор Ави Лёб считает, что он может быть и искусственным зондом. А в 2019 году крымский астроном Геннадий Борисов заметил межзвездную комету, получившую впоследствии его имя.

Наблюдать такие небольшие объекты, быстродвижущиеся по крайне необычным траекториям, остается крайне сложно. Тем не менее ясно, что Солнечную систему то и дело посещают гости с других звезд. На вопрос о том, как часто это происходит, попыталась ответить команда ученых во главе с Маршаллом Ойбэнксом (Marshall Eubanks) из некоммерческой Инициативы по межзвездным исследованиям (Initiative for Interstellar Studies, i4is). Их статья готовится к публикации в The Astronomical Journal и уже представлена в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Для этого авторы обратились к понятию локального стандарта покоя (ЛСП) — условной точки, задающей начало координат в окрестностях звезды. В космосе, где отсутствуют неподвижные направления и ориентиры, к которым можно было бы «жестко» привязать оси координат, астрономы пользуются ЛСП, определяющимся движением Солнца и окружения. Аналогичные ЛСП можно найти для других звезд, от которых к нам прилетают межзвездные тела. Двигаясь сквозь Солнечную систему, они должны сохранять относительную скорость, заданную ЛСП в своей материнской системе.

Воспользовавшись данными о скоростях звезд, которые собрали в рамках астрометрической миссии Gaia, ученые подсчитали, что ежегодно через Солнечную систему могут пролетать до семи межзвездных астероидов, подобных Оумуамуа. При этом скорость таких объектов должна быть весьма велика, достигая 40 километров в секунду и более. Так что даже Оумуамуа с его 26 километрами в секунду двигался сравнительно медленно. Межзвездные кометы, подобные 2I/Borisov, должны появляться реже, примерно раз в 10-20 лет.

По оценкам Ойбэнкса и его соавторов, подавляющее большинство межзвездных астероидов прилетают к нам из пределов галактического диска, но примерно трижды за столетие могут появляться свободнолетающие объекты, прибывшие из-за границ Млечного Пути.