Растения-убийцы
27.08.2014

Растения-убийцы

Растения-убийцы - именно так можно назвать такие виды насекомоядных растений, как венерина мухоловка, росянка и жирянка

14062291057_ce6fd55029_k

Венерина мухоловка

Как водится, одно из самых «опасных» для насекомых растений получило название по имени богини любви. Растение это небольшое, с листьями от 3 до 7 см. Длинные листья-ловушки формируются уже после того, как растение отцвело.

Венерина мухоловка, как и многие другие насекомоядные растения, произрастает на почвах, бедных азотом (например, на болотах), недостаток последнего она компенсирует с помощью безжалостного поедания насекомых, и даже мелких моллюсков (слизней). Растет венерина мухоловка в умеренном климате Атлантического побережья США.

Растение мгновенно захлопывает ловушку, состоящую из двух листьев «с шипами», если прикоснуться к ним дважды. Если жертва так и не смогла выбраться из этого склепа — края концов смыкаются все плотнее, пока ловушка не закрывается полностью, затем начинается процесс переваривания добычи. Он продолжается примерно 10 дней, после чего ловушка вновь гостеприимно распахивается. За весь период жизни одной ловушки жертвами ее становятся в среднем трое насекомых.

Венерина мухоловка / ©Flickr/lapeppina

Унитаз для тупайев

Вообще же, это растение называется непентес или кувшиночник. Произрастает оно, в основном, в тропической Азии, но встречается и на Мадагаскаре, и в Новой Гвинеи, и в Северной Австралии. Названо в честь непенфома — травы забвения, лекарства от грусти, упоминаемого в древнегреческой мифологии.

Это коварное растение приманивает насекомых сладким ароматом. Когда же жертва садится на скользкий ободок кувшина непентеса — она сразу же соскальзывает в его ненасытную и глубокую утробу.

Кто бы мог подумать, что привлекательные кувшины крупных непентесов, которые похожи на бокалы для шампанского, небольшие тропические зверьки — тупайи — могут использовать как… унитаз. Тупайи, конечно, не знакомы с правилами гигиены, поэтому они забираются на кувшинку непентеса исключительно для того, чтобы полакомиться сладким нектаром, но «удобная» конструкция кувшина, вероятно, способствует опорожнению. Между тем, растению того и надо — помимо насекомых, оно не прочь «полакомиться» и испражнениями тупайев, которые являются для него превосходным удобрением.

Непентес / ©Steve Mackay

Росянка

А вот это растение своими глазами видели, наверное, многие. Но, возможно, даже не подозревали, что перед ними — самый настоящий «серийный убийца» насекомых. Листья росянки выделяют клейкое вещество — алкалод кониин, с помощью которого растение и парализует насекомых, имеющих несчастье присесть на него. После того, как это все-таки произошло, края листа росянки закрываются, пытаясь охватить все насекомое целиком, и заживо переваривая его. Интересно, что листья росянки реагируют только на белковую пищу, и «отказываются» от всей прочей «несъедобной химии» — например, от капли воды или от упавшего на росянку листа.

Росянка круглолистная / ©Mark Freeth

Жирянка

Не все хищные растения пользуются «активными» ловушками, многие используют «пассивные». К последним относится, например, жирянка обыкновенная, которую тоже легко можно встретить на просторах нашей обширной родины. Механизм «убийства» у жирянок проще, чем у росянок и других «активных» хищников. Она пользуется лишь липкими листьями, которые покрыты железами, вырабатывающими как сахар (привлекающий насекомых), так и пищеварительные ферменты (переваривающие насекомых). Впрочем, если насекомое крупное — жирянка, подобно ее активным сородичам, способна немного свернуть лист, чтобы покрепче зафиксировать свою жертву.

Липкие листья жирянки / ©Gerard Pi? i Valls