23.04.2019
Редакция Naked Science
14 503

Древние скульпторы мастерили магнитные статуэтки из камней, в которые била молния

Огромные статуи, обнаруженные по всей Мезоамерике, имеют магнитные поля, и исследователи уверены, что это не случайность.

041719_bb_magneticsculpture_feat_rev1

Люди, жившие по крайней мере две тысячи лет назад на берегу Тихого океана, на территории современной Гватемалы, соорудили массивные скульптуры человеческих фигур с намагниченными лбами, щеками и пупками. Новое исследование, опубликованное в журнале Journal of Archaeological Science, предоставляет первый подробный взгляд на то, как эти части скульптур специально располагали в пределах магнитных полей, на больших камнях.

Геофизик из Гарвардского университета Роджер Фу и его коллеги считают, что валуны, из которых впоследствии были высечены округлые фигуры, были, скорее всего, намагничены ударами молний. Вполне вероятно, что ремесленники специально удерживали естественно намагниченные куски железа рядом с богатыми железом базальтовыми валунами, чтобы обнаруживать места с отталкивающими магнитными силами. Предварительно подготовленные части фигур, в среднем более двух метров в высоту и весом около 10 тонн и более, были высечены именно на тех местах.

Пузатые фигурки представляли мертвых, но в то же время воспевали предков высокопоставленных семей, считает историк Джулия Гернси из Техасского университета в Остине. По ее мнению, в быстрорастущих сообществах считали, что через скульптуры, отталкивавшие намагниченные объекты, проявляли свое присутствие и власть почившие родственники. Результаты Фу также показывают, что мезоамериканцы приписывали определенным частям тела — например, лицам и животам  — особые силы.

У колоссальных каменных голов из древнего гватемальского поселения в районе правого виска и щеки есть магнитные поля / © Roger Fu

Исследователи изучили 11 пузатых скульптур — шесть голов и пять животов, — которые сегодня выставлены на обозрение в Гватемале. В местах мезоамериканских раскопок, расположенных от Центральной Мексики и в большей части Центральной Америки, было найдено как минимум 127 скульптур.

Ручные датчики подтвердили доклад 1997 года, в котором утверждалось, что магнитные сигналы появлялись над правым виском и щекой колоссальных голов из Монте-Альто. Датчики также зарегистрировали магнетизм вблизи пупков четырех скульптур тел. Затем переносной магнитный датчик высокого разрешения точно обозначил магнитные поля скульптур двух голов и двух тел.