25.03.2021
1 500

Первые каменные технологии оказались старше, чем полагали

5.1

Ученые из Чехии и Великобритании провели моделирование, которое показало, что олдувайские и ашельские технологии изготовления каменных орудий, вероятно, на десятки тысяч лет старше, чем считалось.

Олдувайские орудия труда / ©Getty images

Работа опубликована в Journal of Human Evolution. Олдувайская, или галечная, культура обработки камня считается наиболее примитивной: для получения острого края наши предки просто раскалывали камень пополам, не проводя никакой дополнительной обработки. Считается, что эта культура возникла около 2,6 миллиона лет назад и исчезла к миллиону лет назад. Ашельская культура возникла чуть позже — примерно 1,76 миллиона лет назад — и просуществовала вплоть до 150 тысяч лет назад. Это первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки.

Исследователи из Кентского университета (Великобритания), Института гидробиологии и Южночешского университета (Чехия) считают, что эти культуры появились раньше, чем полагали. Их выводы важны, поскольку они расширяют временные рамки эволюции человека и его технологий, связанных с этим изменений в питании и поведении. Для своего исследования ученые использовали методы статистического моделирования, которые внедрили в археологическую науку с недавних пор.

Один из них — моделирование оптимальной линейной оценки — был разработан двумя учеными из команды и первоначально хорошо зарекомендовал себя в качестве определения времени вымирания видов. Поэтому исследователи решили применить его и к каменным технологиям палеолита. По их оценкам, олдувайская культура на 36-63 тысячи лет старше, чем предполагают.

А появление ашельских технологий авторы работы передвинули на 55 тысяч лет раньше. По мнению специалистов, это означает, что есть значительные запасы артефактов, которые еще ждут своего открытия в ходе раскопок. «Мы надеемся, что наш метод будет широко использоваться в археологии», — заключили они.