Ученые восстановили рацион индейцев доколумбовой эпохи — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые восстановили рацион индейцев доколумбовой эпохи

3.5

Изотопный анализ показал, чем питались люди, жившие на берегах Амазонки на территории современной Бразилии до прихода европейцев. Оказалось, основой их рациона были растения и млекопитающие, несмотря на то, что индейцы жили близко к реке, богатой рыбой.

Место раскопок, где были обнаружены останки индейцев / © Андре Карло Колон

Исследование провели сотрудники Института экологических наук и технологий (ICTA-UAB) и отдела истории Барселонского автономного университета. Ученые собрали останки шести индейцев разного пола и возраста, живших на побережье Амазонки в разные периоды времени, примерно от 1000 до 1800 годов нашей эры. Затем археологи провели изотопный анализ углерода и азота костного коллагена из взятых образцов, а также почвы и элементов скелета местных рыб и млекопитающих, чтобы точно определить, чем питались люди на территории современной Бразилии в разные периоды. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Группа выяснила, что основу рациона индейцев до контакта с европейцами составляли растения и сухопутные животные. В основном местные жители употребляли в пищу грызунов — пака и морских свинок, — и больших мазамов. По словам авторов, охоте на них уделялось большое внимание, также были развиты лесопользование и растениеводство. Ученые обнаружили, что индейцы питались кукурузой, тыквой, маниокой, бататом и другими растениями. При этом широко распространенная среди индейцев кукуруза со временем перестала быть основным продуктом питания на побережье Амазонки.

Захоронение на месте раскопок / © Андре Карло Колон

Кроме того, Байесовская модель показала, что млекопитающие были основным источником энергии и белка, хотя люди жили близко к реке и были знакомы с рыболовством, а значит, у них был постоянный доступ к рыбе и морепродуктам.

«Полученные результаты поставили под сомнение распространенную идею о том, что рыба была главным источником питания для индейцев доколумбовой эпохи», — рассказал Андре Карло Колон, один из авторов исследования. Однако следует учитывать, что команда проанализировала не так много образцов, поэтому результаты могут быть не совсем точными. Также до сих пор неясно, какой процент калорий и микроэлементов индейцы получали от пресноводной рыбы и обитавших на побережье рептилий: но это сможет объяснить анализ большего количества останков и людей, и животных.

«Сегодня наше исследование — самый надежный источник информации о рационе индейцев доколумбовой эпохи», — заявили авторы. Они считают, что предоставили уникальные данные о том, какие продукты употребляли люди на восточном побережье Амазонки и в каких объемах. Кроме того, работа показала, каким было хозяйство местных жителей сотни лет назад и какое влияние оно оказало на экологию, культуру и демографию местности.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения напомнили о том, что прививать от коронавируса в первую очередь нужно тех, кто подвержен повышенному риску заболеть Covid-19, особенно в тяжелой форме.

Китайские ученые провели исследование с участием более двух тысяч человек и выяснили, что любовь немного поспать после обеда благотворно сказывается на когнитивных способностях пожилых людей.

Мария Кривоченко

Ученые выяснили, что, независимо от врожденных способностей к восприятию звука, мозг музыкантов имеет более сильные структурные и функциональные связи, чем тех, кто не играет на музыкальных инструментах.