Возраст самой древней в мире многоножки оценили в 425 миллионов лет — Naked Science

Возраст самой древней в мире многоножки оценили в 425 миллионов лет

3.6

Ученые из Техаса применили новый метод радиоизотопного анализа и уточнили возраст обнаруженной на шотландском острове окаменелости многоножки. Выяснилось, что она на 75 миллионов лет младше, чем считалось ранее.

Древняя многоножка
Окаменелость многоножки Kampecaris obanensis / © Британская геологическая служба

Возраст окаменелости многоножки Kampecaris obanensis, обнаруженной на шотландском острове Керрера (входит в архипелаг Внутренних Гебридских островов), оценили в 425 миллионов лет. Согласно исследованию ученых из Техасского университета в Остине, это самое древнее членистоногое из обнаруженных по сей день.

По словам авторов работы, полученные ими данные дают новую информацию о происхождении и развитии всех насекомых, ракообразных, паукообразных и многоножек, предполагая, что они эволюционировали гораздо быстрее, чем считается, — всего за 40 миллионов лет.

«Это большой скачок от крошечных созданий, обитающих в водоемах, к сложным лесным сообществам, и, по сути, он не занял так много времени”, — говорит Майкл Брукфилд, научный сотрудник Школы геофизических исследований Джексона при Техасском университете. Ранее ученые считали, что самая древняя из обнаруженных окаменелость многоножки датируется возрастом в 500 миллионов лет, однако команда из Остина применила совершенно новую технику датировки и выяснила, что, на самом деле, она на 75 миллионов лет младше и жила не в позднем кембрии, а в позднем силурийском периоде.

Стефани Суарес за работой

Проблема датировки заключалась в том, что циркон — как индикатор геологических процессов при радиоизотопном анализе — способен предоставить наиболее точное представление о возрасте окаменелости, однако этот микроскопический минерал крайне затруднительно извлечь из пепельного горного осадка, в котором сохранялись ископаемые. И один из авторов описываемой работы — Стефани Суарес — создала собственную методику для отделения зерен циркона от отложений.

Как отмечают ученые, хотя вполне возможно, что существуют более старые окаменелости насекомых, тот факт, что они не были найдены — даже в самых древних отложениях, — может указывать на то, что все древние их останки все же уже обнаружили. Из этого можно сделать вывод, что насекомые (и членистоногие в целом) эволюционировали гораздо быстрее, чем принято считать.

Ранее окаменелость из юрского периода рассказала об охоте моллюска на рыбу, в результате которой никто из них не выжил. А массовое вымирание 444 миллиона лет назад связали с резким уменьшением концентрации кислорода по всей Земле.