8 июля

Изменение орбиты Земли могло способствовать возникновению сложной жизни

4.8

Ученые выяснили, что изменение орбиты нашей планеты, возможно, спровоцировало возникновение и развитие сложной жизни во время периода глобального оледенения.

Реконструкция периода “земли-снежка” / ©Getty images

Те времена так и называют — «земля-снежок». На самом деле, существование этого периода от 720 до 635 миллионов лет назад не доказано окончательно и считается гипотезой. Однако именно она объясняет отложения ледниковых осадков в тропических широтах.

Вероятно, в это время полностью или почти полностью Землю покрывал толстый слой льда. Выживание жизни в тот период — довольно спорный вопрос. Скорее всего, она вполне сохранялась бы в подледном океане, тем не менее ученые дискутируют, что это могло происходить в отсутствие какого-либо доступа к атмосфере.

Специалисты из университетов Саутгемптонского (Великобритания), Кертина (Австралия), Гонконга (Китай), Тюбингена (Германия), а также Китайской академии наук исследовали горные породы времен «земли-снежка» в Южной Австралии. Свою работу они опубликовали в журнале Nature Communications. Исследуемые породы образовались около 700 миллионов лет назад, во времена, когда Австралия располагалась ближе к экватору.

Тем не менее ученые обнаружили в этих породах свидетельство того, что они располагались в океане, который сверху был покрыт толщей льда и был полностью отрезан от атмосферы. Используя данные о так называемой магнитной восприимчивости (степень, при которой горные породы становятся намагниченными при воздействии магнитного поля), команда пришла к выводу, что горные породы сохраняют свидетельства почти всех орбитальных циклов, которые менялись время от времени.

В результате ученые выяснили, что изменения орбиты Земли приводили то к увеличению, то к уменьшению ледяных щитов. Это позволяло периодически образовывать свободные ото льда участки в период «земли-снежка». Таким образом, по мнению исследователей, изменения орбиты Земли спровоцировали появление сложной многоклеточной жизни во времена климатического кризиса.