24.10.2022
Анна Новиковская
10 889

Ученые NASA планируют крушение спускаемого аппарата на Марсе

4.5

NASA удалось доставить на Красную планету несколько спускаемых аппаратов, используя для их приземления системы парашютов, подушки безопасности и реактивные двигатели. Однако теперь ученые решили испытать самый простой и дешевый способ добраться до поверхности Марса — потерпеть на нем крушение.

Концепт нового аппарата со складным основанием, который сможет выдержать удар о поверхность Марса / © California Academy of Sciences

Красная планета — самая изученная в Солнечной системе на сегодня: на ней совершили посадку уже больше десятка спускаемых аппаратов с Земли, а некоторые из них, «Кьюриосити», «Персеверанс» и «Чжужун», работают по сей день. Посадка марсохода на поверхность планеты — один из самых сложных этапов в его работе: так, например, советский «Марс-2» разбился при попытке совершить мягкую посадку.

Теперь инженеры из NASA решили проверить возможность самого простого способа добраться до поверхности Марса — врезаться в нее, даже не пытаясь замедлить высокоскоростной спуск. Новая экспериментальная конструкция, названная SHIELD (Simplified High Impact Energy Landing Device — «Упрощенное устройство посадки с высокой ударной энергией»), оснащена складным основанием, которое будет действовать как амортизатор, поглощая энергию удара при столкновении с поверхностью Марса.

Как сообщает информационный ресурс Phys.org, новый дизайн спускаемого аппарата не только удешевит будущие марсианские миссии, но и расширит возможные места посадки. Сейчас, планируя место спуска марсохода, ученые имеют ограниченный выбор, ведь потерять аппарат стоимостью в миллиард долларов никому не хочется.

Система SHIELD позволит добраться до самых труднодоступных регионов с непредсказуемыми ветрами и сложным рельефом, что в итоге поможет задокументировать всю поверхность Красной планеты.

Первоначально идея создания SHIELD пришла в голову инженерам во время разработки системы возвращения собранных марсоходами образцов на Землю. В случае успеха SHIELD аналогичные аппараты задействуют и на других космических объектах с более плотной атмосферой. Но пока задача инженеров — убедиться, что система сможет защитить чувствительную электронику марсохода от удара о поверхность. Для этого исследователи используют микрогравитационную башню, которая оснащена установкой, способной швырять объекты на землю с той же скоростью, какую развивают спускаемые аппараты при посадке на Марс.

Испытания прототипа SHIELD на микрогравитационной башне в Калифорнийском технологическом институте

Двенадцатого августа 2022 года команда провела испытания своего полноразмерного прототипа: на скорости 177 километров в час SHIELD столкнулся с лежащей на земле пятисантиметровой стальной пластиной, которая должна была имитировать сверхжесткую посадку на Марс. Бортовой акселерометр позже показал, что SHIELD столкнулся с силой около миллиона ньютонов (сравнимо с ударом в 112 тонн).

После столкновения ученые вскрыли SHIELD и изучили состояние электронных приборов внутри (там был даже смартфон). Удивительно, но они обнаружили, что повредились только некоторые пластиковые детали, тогда как сама техника осталась работоспособной.

Вполне возможно, что в будущем систему SHIELD будут применять уже на реальных спускаемых аппаратах: это позволит ускорить изучение поверхности Марса и снизит риски потери дорогостоящих аппаратов при неудачном приземлении.

Заслуженный изобретатель Российской Федерации, член международной Академии независимых часовщиков (AHCI), обладатель Женевского Гран-при часового искусства Константин Чайкин представил автоматический калибр с мини-ротором собственной разработки.

Принято считать, что музыкальная гармония зависит исключительно от соблюдения определенных интервалов в аккордах. Исследователи доказали, что это верно не для любого музыкального инструмента, а человеческому уху зачастую более приятны несовершенные сочетания звуков.