• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
21.01.2020
Мария Азарова
14 649

Ученые предложили построить на Фобосе обитаемую базу, чтобы управлять марсоходами

Среди преимуществ создания базы именно на спутнике Марса — ее относительная дешевизна и возможность управлять аппаратами на Красной планете в режиме реального времени.

Фобос — один из двух спутников Марса, открытый в 1877 году / © ESA/NASA
Фобос — один из двух спутников Марса, открытый в 1877 году / © ESA/NASA / Автор: Владимир Богданов

Международная команда ученых из МГТУ им. Баумана, Московского архитектурного института (МАрхИ), университетов Генуи и Хьюстона выступила с идеей создать на одной из лун Красной планеты — Фобосе — базу, которая будет обитаема и с которой можно будет удаленно управлять исследовательскими аппаратами, бороздящими просторы самого Марса. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на сборник тезисов Академических чтений по космонавтике, посвященных памяти советского ученого и конструктора Сергея Королёва.

Несмотря на то что Фобос интересует астрономов уже давно, пока что непосредственное взаимодействие с этой луной Красной планеты ограничивалось снимками, пусть и качественными. Еще в 2011 году Россия запустила автоматическую станцию «Фобос-Грунт», которая могла бы привезти на Землю образцы грунта спутника Марса, но из-за нештатной ситуации аппарат не смог выйти за пределы околоземной орбиты и сгорел в слоях атмосферы. Отечественные специалисты хотели возродить программу в 2024 году, запустив «Фобос-Грунт-2», однако на сегодня реализация проекта перенесена на неопределенный срок. Тем не менее надежды однажды покорить Фобос, как мы видим, все еще есть.

«Создание такой базы может быть связано с тем, что в перспективе проводить углубленное изучение Марса и управлять строительством инфраструктуры на планете может быть удобно не непосредственно с поверхности Марса, а с использованием промежуточной обитаемой базы на Фобосе», — пишут ученые в своих тезисах к чтениям.

Авторы проекта «Разработка концепции создания космической транспортной системы для освоения Марса с использованием обитаемой базы на спутнике Фобос» напоминают: как известно, небольшая луна Марса не имеет атмосферы, при этом структура ее пористая, с пустотами, а грунт совсем не похож на земной и состоит в основном из рыхлой смеси пыли и каменных вкраплений низкой плотности. Поэтому, констатируют ученые, строительство базы на Фобосе потребует принципиально новых решений. И одно из них уже есть: так, специалисты из России, США и Италии предлагают специальную технологию — «установку анкерных опор, заглубляемых в грунт при соударении с поверхностью при посадке на большой скорости».

После этого на возводимый объект предлагают доставить когорту мобильных роботов, которые выполнят остальную часть работы: натянут между опорами тросы, обеспечат посадку и запуск аппаратов, выроют котлованы для установки модулей. В то же время нужно помнить, что из района, где будет располагаться база, должен хорошо просматриваться Марс.

«Из-за крайне малого ускорения свободного падения для выполнения любых земляных работ даже в крайне слабом грунте роботу понадобится многотонный балласт, в качестве которого предполагается использовать один или несколько модулей базы. <…> Наиболее рациональным является размещение базы в районе центра видимой с Марса стороны спутника Фобос, на пологих холмах в нескольких километрах от края кратера Стикни», — пишут ученые.

После установки первого модуля на базе, оснащенной всей необходимой инфраструктурой (спальней, кухней, тренажерным залом, мастерской и так далее), смогут находиться до шести человек.

«В нижней части модуля расположены места стыковки с переходными тоннелями для соединения с другими модулями, а на верхнем торце — зенитный иллюминатор со шлюзом и стыковочным узлом для соединения с пилотируемыми космическими кораблями, которые могут храниться в пристыкованном состоянии», — говорится в докладе.

Среди главных преимуществ базы (по сравнению с базой на самом Марсе) ученые называют относительную дешевизну как строительства, так и эксплуатации. При этом беспокоиться за качество управлением марсоходами не стоит: между различными точками спутника и Красной планеты — расстояние в шесть-девять тысяч километров, поэтому задержка сигнала в одну стороны не превысит 0,03 секунды. Таким образом, управление аппаратами на Марсе будет «комфортным» и в режиме реального времени, заверяют авторы проекта.

ХLIV Академические чтения по космонавтике пройдут в Москве с 28 по 31 января.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Сегодня, 11:24
Полина Меньшова

Распространено мнение, что, чем чаще пара занимается сексом, тем сильнее каждый из партнеров доволен отношениями. Международная команда исследователей проверила этот тезис.

18 апреля
Игорь Байдов

В 2006 году исследователи из Великобритании объявили, что легендарный антикитерский механизм, древнегреческий «компьютер», мог быть всего лишь игрушкой для демонстрации астрономических явлений. Авторы нового исследования подтвердили это, построив математическую модель на основе данных своих коллег, которая показала, что шестерни устройства заклинивало при запуске. Но несмотря на полученные результаты, ученые пытаются спасти репутацию древнего чуда техники, обвинив предыдущую команду в ряде ошибок.

18 апреля
Любовь

Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.

Сегодня, 11:24
Полина Меньшова

Распространено мнение, что, чем чаще пара занимается сексом, тем сильнее каждый из партнеров доволен отношениями. Международная команда исследователей проверила этот тезис.

18 апреля
Игорь Байдов

В 2006 году исследователи из Великобритании объявили, что легендарный антикитерский механизм, древнегреческий «компьютер», мог быть всего лишь игрушкой для демонстрации астрономических явлений. Авторы нового исследования подтвердили это, построив математическую модель на основе данных своих коллег, которая показала, что шестерни устройства заклинивало при запуске. Но несмотря на полученные результаты, ученые пытаются спасти репутацию древнего чуда техники, обвинив предыдущую команду в ряде ошибок.

16 апреля
ПНИПУ

В авиации, машиностроении, энергетике и других отраслях активно применяются звукопоглощающие конструкции, например, в энергетических установках, авиационных двигателях, автомобилях. Для создания новых изделий, не пропускающих акустические волны, требуется изучить способности таких материалов задерживать звук. Это возможно с помощью специального устройства с микрофонами — акустического интерферометра. Он записывает, как разные материалы поглощают акустические сигналы. Чтобы расшифровать полученные данные, раньше использовали специальную программную лицензию, которую теперь нельзя купить в России. Ученые Пермского Политеха разработали новую программу на Python, которая позволяет анализировать эти записи на обычном компьютере.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

9 апреля
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно