Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
24 октября
Александра Медведева
1 759

Планеты, которые кажутся пригодными для жизни, могут не иметь атмосферы

4.2

Ученые обнаружили, что на планете GJ 1252b, вращающейся вокруг звезды спектрального класса M, совсем нет атмосферы. Поскольку такие звезды — наиболее распространенные во Вселенной, а вокруг них часто находятся планеты, похожие на Землю, открытие может значительно сузить круг поиска внеземной жизни.

Звезды спектрального класса M — самые распространенные во Вселенной, часто в их обитаемой зоне вращаются планеты, напоминающие Землю. Исследуя одну из подобных планет GJ 1252b, ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) пришли к выводу, что она вообще не имеет атмосферы и, следовательно, не может быть домом для живых существ. Открытие, опубликованное в журнале Astrophysical Journal Letters, может существенно сузить круг поиска жизни на других планетах.

GJ 1252b немного больше Земли, но расположена куда ближе к своей звезде, чем наша планета к Солнцу. За один земной день она успевает сделать два оборота вокруг своей звезды. По-видимому, давление излучения звезды оказалось настолько велико, что полностью уничтожило атмосферу планеты.

Из-за солнечного излучения Земля также теряет часть своей атмосферы. Однако вулканическая активность и другие процессы круговорота углерода делают эту потерю едва заметной. Находясь вблизи своей звезды, GJ 1252b не может восполнить утраченные количества углекислого газа аналогичным образом. В Солнечной системе эта судьба постигла Меркурий.

Авторы нового исследования измеряли инфракрасное излучение планеты во время вторичного затмения. Этот тип затмения происходит, когда планета проходит за звездой. Измерения показали, что дневная температура на GJ 1252b достигает 1228 градусов Цельсия. Это и низкое поверхностное давление привело исследователей к выводу, что у планеты полностью отсутствует атмосфера.

Моделирование также показало, что даже если бы на GJ 1252b было в 700 раз больше углекислого газа, чем на Земле, она все равно не смогла бы удержать вокруг себя атмосферу. Звездам спектрального класса М, как правило, свойственно больше вспышек активности, чем Солнцу: это еще сильнее снижает вероятность того, что окружающие их планеты могут быть обитаемы.

Состояние GJ 1252b может стать плохой новостью для астробиологов, ведь в окрестностях Солнца насчитывается около пяти тысяч звезд, большинство из которых — М-карлики. Именно они представляют собой одну из исследовательских целей космического телескопа имени Джеймса Уэбба.