Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Boeing отчитался об убытках из-за многострадального проекта Starliner
Второй американский пилотируемый и частично многоразовый космический корабль — CST-100 Starliner — не полетел на орбиту в апреле. Испытательная миссия с экипажем на борту в очередной раз сорвалась, старт сначала перенесли на июль, а позднее отложили на неопределенный срок. Опубликованная недавно предварительная финансовая отчетность Boeing показала, какими поистине космическими суммами для компании оборачиваются все эти неурядицы и технические проблемы.
Подразделение Boeing — Defense, Space and Security — во втором квартале 2023 года записало в убытки 527 миллионов долларов, сообщил портал SpaceNews со ссылкой на релиз компании. Почти половина этой суммы, 257 миллионов, приходится на проект Starliner. Причем покрыть их какими-либо средствами, кроме собственных, не получится: контракт на разработку и первые несколько запусков корабля подписан с фиксированной ценой оказываемой услуги.
Этот перерасход бюджета — далеко не первый в истории создания CST-100 Starliner. Финальных данных за весь прошлый год еще нет, но к концу третьего квартала 2022-го проект суммарно потребовал дополнительных незапланированных вливаний в размере 883 миллионов долларов. Прибавляя эту сумму к свежим данным, получится 1,14 миллиарда долларов.
Важно отметить, что это не вся картина, а лишь вершина айсберга. Вышеупомянутые 883 миллиона — внеочередные вливания денег в проект (charge against earnings). Они могут быть как «займом» из бюджета, запланированного на более поздние сроки работ, так и внеплановыми дополнительными расходами. Какая часть из обозначенных в этом году 257 миллионов выделена по тому же механизму, а какая представляет собой лишь заранее намеченное использование бюджета, станет известно после публикации окончательных данных.
Иными словами, Starliner явно «влетает в копеечку», но сколько он в итоге будет стоить для Boeing, пока установить не получится.
Напомним, разработка нового пилотируемого корабля началась в 2010 году. Тогда на фоне бюджетных проблем Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) запустило программу Commercial Crew Program (CCP). Ее основная идея была в том, что государство покрывало лишь часть расходов на создание корабля. А после его готовности оплачивало рейсы на условиях, близких к рыночным.
В конкурсе участвовали ведущие аэрокосмические компании, в том числе Blue Origin, SpaceX, Sierra Nevada Corporation и Boeing. Первая вышла из CCP по собственной инициативе на третьем этапе, еще несколько отсеялись, оставшаяся троица получила средства для изготовления прототипов. К 2014 году в программе остались только Boeing и SpaceX — Sierra Nevada не смогла вовремя обеспечить соответствие всем требованиям NASA к проекту. На ее космоплан Dream Chaser ушло чуть более 300 миллионов бюджетных долларов и неизвестное количество собственных средств. Первый полет ожидается в 2023 году.
Финалисты CCP получили пусковые контракты на 2,6 миллиарда долларов каждый с оплатой траншами по факту начала выполнения услуг. То есть в текущий финансовый год NASA переводит компании оплату запусков, запланированных на следующий. Свой первый пусковой контракт SpaceX уже выполнила, его недавно продлили.
После успешного завершения тестовых полетов в 2020 году Crew Dragon обеспечил шесть пилотируемых полетов в интересах NASA и три туристических на коммерческой основе. На разработку корабля из бюджета потратили около 525 миллионов долларов, сколько SpaceX добавила к сумме, Илон Маск не раскрывает.
Что касается Starliner, то детище Boeing до сих пор не может завершить программу тестирования. Подробнее о ней мы рассказывали ранее. В этом году должна состояться финальная тестовая миссия — Boe-CFT, — во время которой кораблю предстоит отработать пилотируемый полет со стыковкой к МКС.
Сегодняшний ход проекта не позволяет назвать даже примерную дату старта, о чем заявляли представители NASA и Boeing. В апреле и мае подготовку к полету прервали из-за того, что в парашютной системе обнаружили детали, к которым есть замечания. В рамках CCP на Starliner выделили больше всего средств — примерно 580 миллионов долларов.
В поиске сигналов от внеземных цивилизаций ученые решили сосредоточиться не на целенаправленных посланиях человечеству, а на случайных «утечках информации» из межпланетного пространства гипотетической обитаемой системы. По расчетам, в определенные моменты до нас могут доходить сигналы внеземной космической связи. Кстати, благодаря «общению» Земли с марсианскими и другими зондами мы тоже постоянно невольно сообщаем о себе в глубокий космос.
Ученые обнаружили косвенные доказательства существования мира размером с Землю за орбитой Нептуна. Эта гипотетическая планета отличается от предполагаемой Девятой планеты не только размером, но и гравитационным влиянием на другие объекты.
Глава Российской академии наук Геннадий Красников рассказал в недавнем интервью о том, для чего мышам летать над полюсами Земли, в чем преимущества новой космической станции по сравнению с МКС, что предстоит проделать на Луне в ближайшее десятилетие и чем ученых продолжает интриговать Венера.
К 2025 году около 30 стран приняли программы по развитию водородной энергетики, а совокупный объем инвестиций в эту область превысил 150 миллиардов долларов. Эксперты полагают, что замена дизельных авто на водородные снизит выбросы на 80-90%, а водородные самолеты способны уменьшить углеродный след на 50-75%. Но при использовании водорода в двигателях внутреннего или внешнего сгорания, происходит взаимодействие с металлом, что наиболее опасно при высоких температурах. Это может вызвать их разрушение, в результате чего возникает риск пожара или взрыва с тяжелыми последствиями для пассажиров. Ученые Пермского Политеха впервые выяснили, как водород влияет на металлы в условиях экстремальных температур (800 градусов и выше), в которых работают двигатели самолетов и машин. Это продвинет авиационную, машиностроительную и нефтегазовую отрасли в безопасном использовании водорода в качестве источника энергии.
Ученые обнаружили косвенные доказательства существования мира размером с Землю за орбитой Нептуна. Эта гипотетическая планета отличается от предполагаемой Девятой планеты не только размером, но и гравитационным влиянием на другие объекты.
Большие кошки (Pantherinae) обычно охотятся на животных своего или меньшего размера. У снежных барсов, как выяснилось, другие предпочтения. Новое исследование показало, что ирбисы чаще нападают на взрослых горных козлов, которые как минимум вдвое превосходят хищников в весе. Ученые объяснили, с чем может быть связан такой выбор добычи.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Возраст находок — около 5500 лет, они лежат во множестве круглых ям, чьи стены укреплены кирпичом. Среди обнаруженных орудий из кремня есть и сотни неиспользованных, которые могут быть ритуальным подношением богам.
Гостингом (от английского «призрак») называют ситуацию, когда человек прекращает общение или отношения, «пропадая с радаров» без объяснения причин. Исследователи из США сымитировали такое поведение, а затем проанализировали реакцию людей на него.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии