Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.07.2023
Василий Парфенов
3 842

Boeing отчитался об убытках из-за многострадального проекта Starliner

2.4

Второй американский пилотируемый и частично многоразовый космический корабль — CST-100 Starliner — не полетел на орбиту в апреле. Испытательная миссия с экипажем на борту в очередной раз сорвалась, старт сначала перенесли на июль, а позднее отложили на неопределенный срок. Опубликованная недавно предварительная финансовая отчетность Boeing показала, какими поистине космическими суммами для компании оборачиваются все эти неурядицы и технические проблемы.

Starliner снова переносится
Капсула CST-100 Starliner Calypso проходит интеграцию с сервисным модулем / ©NASA, Boeing / Автор: Regulus Tremerus

Подразделение BoeingDefense, Space and Security — во втором квартале 2023 года записало в убытки 527 миллионов долларов, сообщил портал SpaceNews со ссылкой на релиз компании. Почти половина этой суммы, 257 миллионов, приходится на проект Starliner. Причем покрыть их какими-либо средствами, кроме собственных, не получится: контракт на разработку и первые несколько запусков корабля подписан с фиксированной ценой оказываемой услуги.

Этот перерасход бюджета — далеко не первый в истории создания CST-100 Starliner. Финальных данных за весь прошлый год еще нет, но к концу третьего квартала 2022-го проект суммарно потребовал дополнительных незапланированных вливаний в размере 883 миллионов долларов. Прибавляя эту сумму к свежим данным, получится 1,14 миллиарда долларов.

Важно отметить, что это не вся картина, а лишь вершина айсберга. Вышеупомянутые 883 миллиона — внеочередные вливания денег в проект (charge against earnings). Они могут быть как «займом» из бюджета, запланированного на более поздние сроки работ, так и внеплановыми дополнительными расходами. Какая часть из обозначенных в этом году 257 миллионов выделена по тому же механизму, а какая представляет собой лишь заранее намеченное использование бюджета, станет известно после публикации окончательных данных.

Иными словами, Starliner явно «влетает в копеечку», но сколько он в итоге будет стоить для Boeing, пока установить не получится.

Напомним, разработка нового пилотируемого корабля началась в 2010 году. Тогда на фоне бюджетных проблем Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) запустило программу Commercial Crew Program (CCP). Ее основная идея была в том, что государство покрывало лишь часть расходов на создание корабля. А после его готовности оплачивало рейсы на условиях, близких к рыночным.

В конкурсе участвовали ведущие аэрокосмические компании, в том числе Blue Origin, SpaceX, Sierra Nevada Corporation и Boeing. Первая вышла из CCP по собственной инициативе на третьем этапе, еще несколько отсеялись, оставшаяся троица получила средства для изготовления прототипов. К 2014 году в программе остались только Boeing и SpaceXSierra Nevada не смогла вовремя обеспечить соответствие всем требованиям NASA к проекту. На ее космоплан Dream Chaser ушло чуть более 300 миллионов бюджетных долларов и неизвестное количество собственных средств. Первый полет ожидается в 2023 году.

Boeing Starliner почти готов к полету
Старт ракеты Atlas V с кораблем Boeing CST-100 Starliner в мае 2022 года (второй беспилотный тестовый полет). Что интересно, для «Атласа» миссия Boe-CFT станет одним из последних запусков, носитель уходит в историю. Но при этом же — первым пилотируемым стартом этой ракеты / ©Reuters, Steve Nesius

Финалисты CCP получили пусковые контракты на 2,6 миллиарда долларов каждый с оплатой траншами по факту начала выполнения услуг. То есть в текущий финансовый год NASA переводит компании оплату запусков, запланированных на следующий. Свой первый пусковой контракт SpaceX уже выполнила, его недавно продлили.

После успешного завершения тестовых полетов в 2020 году Crew Dragon обеспечил шесть пилотируемых полетов в интересах NASA и три туристических на коммерческой основе. На разработку корабля из бюджета потратили около 525 миллионов долларов, сколько SpaceX добавила к сумме, Илон Маск не раскрывает.

Что касается Starliner, то детище Boeing до сих пор не может завершить программу тестирования. Подробнее о ней мы рассказывали ранее. В этом году должна состояться финальная тестовая миссия — Boe-CFT, — во время которой кораблю предстоит отработать пилотируемый полет со стыковкой к МКС.

Сегодняшний ход проекта не позволяет назвать даже примерную дату старта, о чем заявляли представители NASA и Boeing. В апреле и мае подготовку к полету прервали из-за того, что в парашютной системе обнаружили детали, к которым есть замечания. В рамках CCP на Starliner выделили больше всего средств — примерно 580 миллионов долларов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
mostly harmless Есть телега: https://t.me/tempest_exults
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

10 часов назад
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

Позавчера, 09:47
Авдей Палиш

Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.

Вчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно