Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Boeing отчитался об убытках из-за многострадального проекта Starliner
Второй американский пилотируемый и частично многоразовый космический корабль — CST-100 Starliner — не полетел на орбиту в апреле. Испытательная миссия с экипажем на борту в очередной раз сорвалась, старт сначала перенесли на июль, а позднее отложили на неопределенный срок. Опубликованная недавно предварительная финансовая отчетность Boeing показала, какими поистине космическими суммами для компании оборачиваются все эти неурядицы и технические проблемы.
Подразделение Boeing — Defense, Space and Security — во втором квартале 2023 года записало в убытки 527 миллионов долларов, сообщил портал SpaceNews со ссылкой на релиз компании. Почти половина этой суммы, 257 миллионов, приходится на проект Starliner. Причем покрыть их какими-либо средствами, кроме собственных, не получится: контракт на разработку и первые несколько запусков корабля подписан с фиксированной ценой оказываемой услуги.
Этот перерасход бюджета — далеко не первый в истории создания CST-100 Starliner. Финальных данных за весь прошлый год еще нет, но к концу третьего квартала 2022-го проект суммарно потребовал дополнительных незапланированных вливаний в размере 883 миллионов долларов. Прибавляя эту сумму к свежим данным, получится 1,14 миллиарда долларов.
Важно отметить, что это не вся картина, а лишь вершина айсберга. Вышеупомянутые 883 миллиона — внеочередные вливания денег в проект (charge against earnings). Они могут быть как «займом» из бюджета, запланированного на более поздние сроки работ, так и внеплановыми дополнительными расходами. Какая часть из обозначенных в этом году 257 миллионов выделена по тому же механизму, а какая представляет собой лишь заранее намеченное использование бюджета, станет известно после публикации окончательных данных.
Иными словами, Starliner явно «влетает в копеечку», но сколько он в итоге будет стоить для Boeing, пока установить не получится.
Напомним, разработка нового пилотируемого корабля началась в 2010 году. Тогда на фоне бюджетных проблем Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) запустило программу Commercial Crew Program (CCP). Ее основная идея была в том, что государство покрывало лишь часть расходов на создание корабля. А после его готовности оплачивало рейсы на условиях, близких к рыночным.
В конкурсе участвовали ведущие аэрокосмические компании, в том числе Blue Origin, SpaceX, Sierra Nevada Corporation и Boeing. Первая вышла из CCP по собственной инициативе на третьем этапе, еще несколько отсеялись, оставшаяся троица получила средства для изготовления прототипов. К 2014 году в программе остались только Boeing и SpaceX — Sierra Nevada не смогла вовремя обеспечить соответствие всем требованиям NASA к проекту. На ее космоплан Dream Chaser ушло чуть более 300 миллионов бюджетных долларов и неизвестное количество собственных средств. Первый полет ожидается в 2023 году.
Финалисты CCP получили пусковые контракты на 2,6 миллиарда долларов каждый с оплатой траншами по факту начала выполнения услуг. То есть в текущий финансовый год NASA переводит компании оплату запусков, запланированных на следующий. Свой первый пусковой контракт SpaceX уже выполнила, его недавно продлили.
После успешного завершения тестовых полетов в 2020 году Crew Dragon обеспечил шесть пилотируемых полетов в интересах NASA и три туристических на коммерческой основе. На разработку корабля из бюджета потратили около 525 миллионов долларов, сколько SpaceX добавила к сумме, Илон Маск не раскрывает.
Что касается Starliner, то детище Boeing до сих пор не может завершить программу тестирования. Подробнее о ней мы рассказывали ранее. В этом году должна состояться финальная тестовая миссия — Boe-CFT, — во время которой кораблю предстоит отработать пилотируемый полет со стыковкой к МКС.
Сегодняшний ход проекта не позволяет назвать даже примерную дату старта, о чем заявляли представители NASA и Boeing. В апреле и мае подготовку к полету прервали из-за того, что в парашютной системе обнаружили детали, к которым есть замечания. В рамках CCP на Starliner выделили больше всего средств — примерно 580 миллионов долларов.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Среди ныне живущих морских обитателей осталось всего несколько так называемых «живых» ископаемых вроде латимерии или мечехвоста. Остальных мы знаем по уцелевшим остаткам. Новый вид древней рыбы обнаружили палеонтологи в девонском песчанике Канадской Арктики. Судя по найденным зубам и челюстям, рыба была в разы меньше своих родственников, а значит, могла жить в реках, что необычно для этих существ.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Среди ныне живущих морских обитателей осталось всего несколько так называемых «живых» ископаемых вроде латимерии или мечехвоста. Остальных мы знаем по уцелевшим остаткам. Новый вид древней рыбы обнаружили палеонтологи в девонском песчанике Канадской Арктики. Судя по найденным зубам и челюстям, рыба была в разы меньше своих родственников, а значит, могла жить в реках, что необычно для этих существ.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии