• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18 февраля
Василий Парфенов
5
727

NASA и Boeing рассказали, насколько Starliner готов к первому пилотируемому полету в апреле

2.2

Главному конкуренту Crew Dragon на поприще пилотируемых полетов в космос систематически не везет. Проект CST-100 Starliner развивается гораздо медленнее детища SpaceX. Следующий тестовый полет, на этот раз пилотируемый, запланирован на апрель 2023 года. Представители NASA и Boeing отчитались о степени готовности корабля к важнейшему испытанию перед началом полноценной эксплуатации.

Boeing Starliner почти готов к полету
Сервисный модуль CST-100 Starliner в миссии Boe-CFT будет новый (он одноразовый), а вот капсула уже летала. Это Calypso, которая использовалась в первом и не шибко удачном тестовом беспилотном полете два с лишним года назад. На фото — «Калипсо» интегрируют с сервисным модулем (кажущийся перфорированным цилиндр снизу) в ангаре Космического центра Кеннеди, февраль 2023 года / ©NASA

Как сообщил портал SpaceNews, по состоянию на 17 февраля предстартовая подготовка корабля на 80 процентов завершена. Следующий важнейший шаг — заправка сервисного модуля топливом — начнется в первой половине марта. Старт CST-100 Starliner на ракете Atlas V планируется в середине или конце апреля. Это будет последний испытательный полет корабля, во время которого он должен подтвердить свою готовность к постоянному использованию в качестве средства доставки людей и грузов на орбиту, а затем обратно.

Миссия Boe-CFT продлится восемь дней, из которых шесть корабль будет пристыкован к Международной космической станции (МКС). Теоретически, если полет будет проходить без проблем, экипаж Starliner и все оборудование должны иметь возможность провести в составе МКС до полугода. А также быть готовыми принять третьего астронавта на борт. Этот «запас прочности» добавлен в требования к миссии заранее, но стал особенно актуален в свете недавних проблем с российскими кораблями на орбите.

Напомним, тестирование CST-100 Starliner столкнулось с целой серией неурядиц. В первом тестовом беспилотном полете (OFT-1, декабрь 2019 года) некорректная работа бортового компьютера привела к перерасходу топлива после выведения на орбиту. Из-за этого корабль не смог пристыковаться к МКС и выполнить ключевые задачи миссии.

Вторая попытка (OFT-2, май 2021-го) была удачнее и считается успешной, однако ее старт откладывали несколько раз. Сначала снова возникли проблемы с программным обеспечением, на их устранение ушло несколько месяцев. При этом стартовое окно Starliner для OFT-2 сдвинулось и стало конфликтовать с расписанием пристыкованных к МКС других кораблей. В результате его еще сдвинули, а пока ждали возможности взлететь, выяснилось, что есть замечания к топливной системе сервисного модуля.

Дело в том, что корабль провел в заправленном состоянии продолжительное время, и это помогло выявить непредвиденную проблему. В норме незначительная часть компонентов топлива может просачиваться за клапаны. Обычно это не вызывает каких-либо сложностей, но у CST-100 Starliner в продувочных трубопроводах появился конденсат, который прореагировал с горючим и окислителем, и возникла коррозия самих трубок и запорной арматуры. Решить проблему оказалось не так просто: либо полностью переделывать корабль, чтобы не допустить таких моментов в будущем, либо изменить процедуры заправки. Для первых пилотируемых полетов выбрали второй вариант.

Boeing Starliner почти готов к полету
Старт ракеты Atlas V с кораблем Boeing CST-100 Starliner в мае 2022 года (второй беспилотный тестовый полет). Что интересно, для Atlas миссия Boe-CFT станет одним из последних запусков, носитель уходит в историю. Но при этом же — первым пилотируемым стартом этой ракеты / ©Reuters, Steve Nesius

Теперь в заправленном состоянии служебный модуль Starliner не должен проводить более 60 дней, именно поэтому горючее с окислителем планируют заливать не раньше марта. А изменения в конструкцию появятся только в оборудовании для второго эксплуатационного полета.

Есть еще один фактор, ограничивающий стартовое окно Boe-CFT. На МКС для американских космических кораблей доступны только два стыковочных узла. Первый займет SpaceX Crew Dragon миссии Crew-6, который по плану прибудет к станции 27 февраля и останется там на все время экспедиции. К 5 марта от второго стыковочного адаптера отстыкуется корабль миссии Crew-5, его место 12-го числа займет грузовой Dragon миссии CRS-27. Он пробудет в присоединенном к станции состоянии не менее месяца.

То есть место освободится не ранее 12 апреля. А уже на май запланирована вторая частная миссия Crew Dragon к МКС — Axiom-2. Иными словами, расписание невероятно плотное: если запуск Starliner задержится, он рискует опять «уехать вправо» на многие месяцы.

Пилотами-испытателями в полете Boe-CFT выступят опытные астронавты, как и для пилотируемого Dragon в свое время. Кресла в капсуле займут Бутч Уилмор (Barry Eugene Wilmore) и Сунита Уильямс (Sunita Lyn Williams). На счету первого — два полета, 178 дней на орбите и более 25 часов в открытом космосе. Уильямс, в свою очередь, тоже летала дважды, но на орбите провела 321 день, а в открытом космосе — 50 часов 40 минут. Ей принадлежал рекорд по общему времени и числу выходов в открытый космос для женщины.

Оба члена экипажа, помимо карьеры астронавтов, были пилотами-испытателями ВМС США. Кроме того, и для Уилмора, и для Уильямс CST-100 Starliner станет третьим типом космического корабля, которым они будут управлять. До этого они по разу летали на Shuttle и «Союзах» каждый. Любопытный факт: Уильямс в 2007 году, во время миссии STS-117, работала вместе с Майклом Лопес-Алегриа (Michael López-Alegría), а он после работы в NASA перешел в компанию Axiom Space и стал командиром первой полностью частной миссии космического корабля.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 15:41
Михаил Орлов

Глобальное биоразнообразие на нашей планете в прошлом сильно менялось — как в сторону уменьшения, так и увеличения. В новой статье ученые рассмотрели изменения числа родов морских организмов за полмиллиарда лет и отметили, что они зависят от взрывов сверхновых. Авторы считают, что такие галактические катаклизмы меняют климат на Земле и потому воздействуют на ее население.

Позавчера, 13:40
Анна Новиковская

Хотя смерть члена семьи негативно сказывается на людях обоих полов, датские исследователи утверждают, что вдовцы справляются с потерей хуже, чем вдовы.

5 часов назад
Сергей Васильев

Китовые акулы могут плавать и у поверхности воды, и на больших глубинах, куда свет практически не проникает. Их зрение адаптировано к таким переходам и быстро переключается с «ночного» на «дневной» режим работы. Происходит это благодаря мутации, которая делает пигменты чувствительными к температуре, а у людей вызывает наследственную неспособность видеть при слабом свете.

23 марта
Мария Азарова

ДНК одного из самого известных композиторов в мире — Людвига ван Бетховена, умершего в первой половине XIX века — расшифровали по прядям его волос, сохраненным друзьями, поклонниками и коллекционерами.

22 марта
ФизТех

Ученые МФТИ и ОИВТ РАН создали модель кинетики образования металлического водорода во флюидном состоянии.

Позавчера, 13:40
Анна Новиковская

Хотя смерть члена семьи негативно сказывается на людях обоих полов, датские исследователи утверждают, что вдовцы справляются с потерей хуже, чем вдовы.

10 марта
Анна Новиковская

Многие мужчины и некоторые женщины время от времени смотрят порнографические ролики или фотографии. Но исследователи из Университета Бригама Янга утверждают: избегание порно жизненно важно для развития здоровых и долгосрочных романтических отношений.

4 марта
Анна Новиковская

Уже пять тысяч лет назад жители Южной Европы ездили верхом на лошадях, и археологи обнаружили доказательства этой привычки, изучив специфические патологии человеческих скелетов.

3 марта
Алиса Гаджиева

Историки, археологи и расхитители гробниц не первое тысячелетие исследуют Великую пирамиду Гизы, но в ней до сих пор обнаруживают неизвестные детали.

[miniorange_social_login]

Комментарии

5 Комментариев

19.02.2023
-
0
+
Два варианта всегда лучше чем один, но конкурентов старшипу даже в обозримом будующем не предвидится.
Хоть и долго, но тем не менее, у США скоро будет сразу два новых пилотируемых корабля. Оба с потенциалом полёта на них к Луне. Неплохое обновление матчасти.
    Я офигел, когда читал за экипажи. У насо, оказывается, в распоряжении есть порядка полусотни (!) человек, которые: а) были лётчиками ВМС/ВВС и занимались тестовыми/испытательными полетами б) минимум дважды летали в космос, желательно на разных космических кораблях и при этом имели опыт нескольких ВКД и посещали МКС в) 60 лет и младше
    +
      ещё комментарии
      Ну вон Сунита - водолаз, испытатель вертолетов и конвертопланов, летала в Ираке, и тд и тп. И таких у них чуть ли не рота наберётся. С моими тренировочными полётами на Як-18Т не сравнить))
А у России ТрАМП готов к полетам. Классный троллинг создали!
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: