Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • To bookmarks. Drag icon on bookmarks panel
23 ноября
31 665

Ученые определили «включатели» бодрости и бдительности

4.1

Исследователи из США и Великобритании выявили факторы, которые влияют на то, будем ли мы чувствовать себя бодрыми в течение дня.

© Giphy

Быть бодрым, чувствовать себя отдохнувшим и полным сил — какие факторы влияют на это? Вопрос кажется элементарным с научной точки зрения, однако он крайне важен, ведь именно неспособность концентрироваться и утрата бдительности зачастую становятся причиной ДТП и несчастных случаев на производстве.

По оценкам специалистов, тот же недосып, приводящий к усталости в дневное время, снижению производительности или вовсе пропуску работы, обходится развитым странам примерно в два процента их валового внутреннего продукта ежегодно. К примеру, для Соединенных Штатов Америки потери исчисляются примерно 411 миллиардами долларов.

Несмотря на длинный список последствий, к которым приводит чувство усталости, факторы, влияющие на то, будем ли мы бодрыми и бдительными в течение дня, плохо изучены. Именно им посвящено новое исследование ученых из Калифорнийского университета в Беркли и Королевского колледжа Лондона. Результаты представлены в журнале Nature Communications.

В эксперименте участвовали 833 добровольца из США и Великобритании, их средний возраст составил 46,2 года: некоторые были однояйцевыми или разнояйцевыми близнецам, а другие не имели родственных связей. Каждый должен был есть несколько стандартных блюд на завтрак, различающихся по составу питательных веществ, и носить часы, которые записывали сон и физическую активность, отслеживали уровень глюкозы. Испытуемые вели дневники, в которых отмечали, что они ели, а с помощью специального приложения для смартфона оценивали уровень своей бодрости по шкале от нуля до ста после каждого приема пищи.

В среднем все засыпали в 23:25, спали по 7,66 часа, а завтракали в 08:12. Спустя две недели эксперимента исследователи обнаружили некоторые закономерности. Во-первых, люди, которые спали дольше, на следующий день чувствовали себя более сосредоточенными и бойкими. Да, это неудивительно, однако дело было не столько в продолжительности сна, сколько во времени пробуждения: если участники вставали позже, чем обычно, то чувствовали себя бодрее. Аналогичным образом влияло время отхода ко сну: когда человек ложился позже обычного и при этом спал достаточное количество часов.

Во-вторых, добровольцы были бдительнее и бодрее в дни, когда накануне они были физически активны, но только не в ночное время. Помогал и завтрак с высоким содержанием углеводов, хотя пища, богатая белками, наоборот, снижала уровень бодрости. Ученые отмечают, что в 98 процентах случаев участники не употребляли кофеин, а его наличие не влияло на результаты. Таким образом, привычный кофе на завтрак нельзя назвать важным предиктором бодрости и способности концентрироваться.

Наконец, роль играли уровни глюкозы. Выяснилось, что более низкая гликемическая нагрузка после завтрака помогала оставаться бодрым.

Кроме того, ученые выделили четыре ключевых фактора, которые были важны на индивидуальном уровне: настроение, возраст, качество сна и частота приемов пищи. «Действительно, участники, которые ели в среднем пять раз в день и более, имели значительно более низкий уровень бдительности, чем те, кто ел по три-четыре раза в день», — подытожили авторы исследования.