23.11.2022
2 567

Телескоп James Webb определил состав атмосферы далекой экзопланеты

5.2

Помимо водного пара и углекислого газа, в атмосфере газового гиганта WASP-39b замечены натрий, калий и сера. Такой необычный состав может свидетельствовать о серии слияний и поглощений, которые пережила экзопланета в прошлом.

©NASA, ESA, CSA, J. Olmsted (STScI) / Автор: Татьяна Соловьёва

Экзопланета WASP-39b находится на расстоянии всего 700 световых лет. Это газовый гигант, расположенный совсем близко к своей материнской звезде. Ее свет на пути к нам проходит сквозь атмосферу планеты и частично поглощается. В результате спектр этого излучения позволяет определить химический состав атмосферы WASP-39b. Ранее в нем уже обнаруживали и водный пар, и углекислый газ.

Новые наблюдения космического телескопа James Webb помогли заметить и другие газы, в большинстве своем — довольно токсичные для жизни земного типа. Об этих находках сообщается в пресс-релизе Европейского космического агентства (ESA). Подробности приведены в целой серии статей (1, 2, 3, 4, 5), опубликованных в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.

Размеры WASP-39b сравнимы с размерами Юпитера, масса — с Сатурном. Однако вращается он примерно так же близко к своей звезде, как Меркурий — к Солнцу, совершая полный оборот по орбите всего за 4,1 суток. В результате WASP-39b сильно нагревается: температура там достигает 900 °С. Все это в сочетании со сравнительно близким расстоянием до самой звезды делает эту экзопланету весьма удобным объектом для наблюдений и изучения атмосферы.

©NASA, ESA, CSA, J. Olmsted (STScI)

Новый космический телескоп James Webb наблюдал WASP-39b. Линии поглощения в ее спектре указали на присутствие диоксида серы. Этот газ впервые обнаружен в атмосфере экзопланеты. Более того, он образуется во время фотохимических реакций, под действием излучения звезды, подобно тому как озон появляется в верхних слоях земной атмосферы. К тому же это первое наблюдение таких фотохимических процессов в атмосфере планеты за пределами Солнечной системы.

Кроме того, на WASP-39b заметили присутствие водного пара и углекислого газа, натрия и калия. А вот обычных моноксида углерода, метана и сероводорода телескоп не разглядел. Если они и есть на далекой планете, то лишь в крайне малых количествах. По мнению ученых, такой состав может свидетельствовать о довольно бурной предыстории WASP-39b.

«Сравнительно большое содержание серы относительно водорода показывает, что планета пережила множество слияний с планетезималями („зародышами“ планет. — Прим. ред.), которые доставили эти вещества в атмосферу», — пояснил один из участников исследования Казумаса Оно (Kazumasa Ohno).