21.04.2020

В гипоталамусе выявили нейроны, ответственные за тягу к жирной пище и перееданию

4.1

Исследование показало, что активность cпециализированных нервных клеток в важном отделе главного органа нашей центральной нервной системы повышает аппетит к высококалорийной жирной пище.

Вредная пища
Чрезмерная любовь к высококалорийной жирной пище неизбежно приводит к ожирению / © Getty Images

Начиная с 1980-х во всем мире, особенно в развитых странах, наблюдается рост числа людей, страдающих от ожирения и связанных с ним проблем — в частности, сахарного диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы. И хотя в последние годы активно развивается и пропагандируется тренд на здоровый образ жизни, веганство и правильное питание, многие из нас остаются склонными вечером съесть чего-нибудь вредного, жирного, но такого любимого и вкусного.

Как выяснили ученые из Института исследования метаболизма Общества Макса Планка в Кельне, эту любовь к высококалорийной и насыщенной жирами пище, а также тягу к перееданию регулирует группа нервных клеток в мозге: если говорить точнее — ноцицептивные нейроны в гипоталамусе (часть лимбической системы — подкорковой зоны, где располагаются центры эмоциональных реакций и репродуктивного поведения).

Как сообщается в работе, опубликованной в журнале Neuron, биологи провели опыт на мышах, чтобы установить, какие нервные клетки контролируют переедание и склонность к калорийной пищи. Для этого генетически модифицированных грызунов, у которых активность нейронов ноцицептина в гипоталамусе можно было отслеживать при помощи светящейся молекулы, посадили на диету с высоким содержанием жиров.

Ноцицептивные нейроны в дугообразном ядре гипоталамуса мыши / © The Max Planck Society

«Всего трехдневного рациона, основанного на высококалорийной жирной пище, было достаточно, чтобы выявить повышенную активность нейронов ноцицептина (нейропептид, состоящий из 17 аминокислот. — Прим. ред.) в определенной области мозга — дугообразном ядре гипоталамуса», — рассказывает ведущий автор исследования Александр Джайс.

Чтобы подтвердить свои результаты, ученые выборочно удалили у некоторых из подопытных мышей эти нейроны: после этого животные перестали проявлять чрезмерную любовь к жирной пище и утратили склонность к перееданию, причем на потреблении здоровой пищи это никак не отразилось. Таким образом, делают вывод авторы работы, именно активация ноцицептивных нейронов способна специфическим образом контролировать любовь к калорийной жирной пище и «обжорство».

«Мы постоянно окружены дешевыми, вкусными и калорийными продуктами, а наш мозг устроен так, что мы предпочитаем именно такую пищу, — объясняет Джайс. — До сих пор неизвестно, почему некоторым людям удается есть только столько, сколько им нужно, а другим — нет. Индивидуальная активность ноцицептивных нейронов может стать важной частью этой головоломки. Их деятельность способствует чрезмерному потреблению [высококалорийной жирной пищи] — и это делает их привлекательной целью для профилактики и лечения ожирения”.

По словам авторов исследования, о риске заработать ожирение и связанные с ним заболевания следует особо помнить в связи с пандемией Covid-19, поскольку люди с избыточной массой тела, проблемами с сердцем и диабетики входят в группу риска по коронавирусу. Недавно ученые выяснили, что у пациентов с лишним весом Covid-19 зачастую протекает именно в тяжелой форме, и объяснили, с чем это связано.

А эксперимент, проведенный их коллегами из Австралии, показал, что чрезмерная любовь к фастфуду и сладкому способна уже за неделю привести к нарушению функций гиппокампа, а в долгосрочной перспективе — к ожирению, диабету и деменции.

ВВС Китайской Республики (Тайваня) получили первый учебно-боевой самолет Т-5 Brave Eagle. Машину разработали на основе легкого истребителя F-СК-1 Ching-kuo.

Ультрагорячий юпитер TOI-2109b находится в 20 раз ближе к своей звезде, чем Меркурий – к Солнцу, и на его дневной стороне легко расплавится и железо, и сталь.

Разрабатывать парашют для многоразовой ракеты-носителя начнут в следующем году. Об этом сообщил холдинг «Технодинамика».