Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
8 ноября
Александра Медведева

Ученые выяснили, как мозг регулирует уровень агрессии

4.1

Ранее было известно, что в регуляции агрессивного поведения участвует одно из ядер гипоталамуса, однако оставалось загадкой, какие именно процессы в этом задействованы. Теперь американские исследователи показали, что на уровень агрессивной мотивации влияет не активность нейронов в зоне, а ее колебания.

Агрессия присуща большинству видов животных. Однако участие в драке может дорого обойтись даже победителю. Поэтому безопаснее начинать конфликт с угроз и запугивания, а атаковать только в случае крайней необходимости. Такой тип агрессивного возбуждения наблюдается у множества организмов, но до сих пор было неизвестно, как именно оно регулируется мозгом.

Чтобы ответить на этот вопрос, американские ученые использовали миниатюрные микроэндоскопы, размещенные на головах мышей. Так удалось отслеживать активность отдельных популяций нейронов, пока мыши свободно взаимодействовали друг с другом. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

В начале прошлого века ученые выяснили, что электростимуляция глубоких областей мозга может вызывать проявления ярости. Дальнейшие исследования показали, что область мозга, отвечающая за агрессию, — вентролатеральная часть вентромедиального ядра гипоталамуса (VMHvl). Стимуляция VMHvl побуждала мышей атаковать сородичей, а ее блокировка, напротив, останавливала агрессивное поведение, не влияя на другие типы активности. Ученые рассмотрели активность нескольких ядер гипоталамуса, в том числе VMHvl, чтобы найти маркеры принятия решений об атаке.

Оказалось, активность нейронов VMHvl лишь слабо коррелировала с тем, когда мыши вели себя агрессивно. Однако небольшая популяция нейронов оставалась постоянно активной на протяжении различных контактов грызунов с сородичами. Когда колебания ее активности были слабыми, мыши исследовали или игнорировали друг друга, однако при росте этой амплитуды усиливалась и агрессия: животные начинали принимать угрожающие позы и демонстрировать доминирующее поведение. Когда сила колебаний достигала некоторого порогового значения, они шли в атаку.

По мнению ученых, этот сигнал отражает уровень агрессивной мотивации животного. При этом ядро гипоталамуса выступает не как «переключатель» агрессивного поведения, а как своего рода «регулятор громкости».

Авторы исследования также отмечают, что у мышей, которые дрались редко, колебания активности нейронов VMHvl быстро приходили в норму, а у активных «бойцов», наоборот, быстро росли и долго оставались высокими. Поэтому такой паттерн, вероятно, может регулироваться воспоминаниями о прошлых поражениях или степенью опасности ситуации.