Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
13.12.2022
13 527

Ученые узнали, почему депрессия чаще бывает у женщин, чем у мужчин

4.8

Американские исследователи выяснили, что за развитие депрессии у женского пола ответственна генетика.

Кадр из к/ф «Анестезия» / ©Getty images

Прекрасный пол страдает от клинической депрессии в два раза чаще, чем сильный. По этому поводу можно строить много разных предположений, в том числе связанных со специфическим воспитанием девочек и навязывании им «пассивной» роли — например, в любовных отношениях. А вот о молекулярных механизмах развития депрессии у разных полов известно мало.

Ученые из Медицинской школы Икана на горе Синай, Университета Питтсбурга и Юго-Западного университета штата Юта (США) решили пролить свет на этот вопрос. Их исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Работа строилась на выявлении исходных половых различий в экспрессии длинных некодирующих РНК (lncRNAs), а конкретно — типа lncRNAs, названного исследователями FEDORA. Ученые работали с тканями мозга недавно умерших людей и сравнивали уровни экспрессии FEDORA у мужчин и женщин — как у страдавших депрессией, так и у тех, кому не ставили подобный диагноз.

Кроме того, авторы работы изучили различия в генах у людей, которым назначали кетамин в качестве лекарства от депрессии. Выяснилось, что самый высокий уровень FEDORA был у женщин, страдавших хронической депрессией, а самый низкий — у представительниц прекрасного пола, принимавших кетамин.

На живых пациентах исследование, впрочем, тоже проводили. У них взяли образцы крови, анализ которых показал более высокий уровень экспрессии FEDORA у женщин, имеющих диагноз «депрессия», по сравнению с представительницами прекрасного пола, не страдающих этим заболеванием, и мужчинами в целом.

Второй этап исследования, уже на мышах, показал, что генетически запрограммированные на экспрессию высоких уровней lncRNAs животные имели более высокие показатели FEDORA, а также больше симптомов тревоги и депрессии. И это вновь было справедливо лишь для самок мышей. Поэтому ученые предполагают, что в силу таких особенностей генетики женский пол чаще страдает депрессией.