20.08.2021
2 588

Сигнал гремучих змей оказался средством обмануть приближающееся животное

5.2

Европейские биологи назвали погремушку аналогом системы помощи при парковке: она предупреждает не только о присутствии гремучей змеи, но и о расстоянии до нее, причем делает это неправильно.

©Tobias Kohl

Ядовитые родственницы гадюк — ямкоголовые змеи — отличаются парой дополнительных ямок между глазами и ноздрями, которые чувствительны к температуре. К ним относятся и североамериканские гремучие змеи, вооруженные чешуйчатым погремком, издающим характерный звук, когда рептилия угрожающе подергивает хвостом. Частота этого звука меняется по мере приближения животного к змее, что заставляет его обманываться, пугаясь сильнее, чем стоило бы. К такому выводу пришли биологи из Германии и Австрии, статья которых опубликована в журнале Current Biology.

«Наши данные свидетельствуют, что акустические сигналы гремучих змей, которые всегда считались простым предупреждением об их присутствии, служат более сложным средством межвидовой коммуникации, — говорит ведущий автор работы Борис Шано (Boris Chagnaud). — Резкий переход к более высоким частотам обманывает слушателя, нарушая восприятие дистанции до змеи и создавая вокруг нее более широкое безопасное пространство».

©Forsthofer et al., 2021

Первоначально Шано и его коллеги обратили внимание на повышение частоты звука погремка при приближении потенциальной угрозы к змее. Тогда они провели эксперименты в лаборатории, подводя к животным фигуру в форме человеческого торса либо используя черный диск изменяющегося диаметра, чтобы имитировать сближение за счет увеличения его размеров. Оказалось, гремучая змея реагирует именно на скорость сближения объекта. По мере нарастания «угрозы» она увеличивала частоту звучания погремушки до 40 герц, после чего резко поднимала его до 60-100 герц (в большинстве случаев — около 70 герц).

Чтобы проверить воздействие этого звука на человека, ученые разработали виртуальную среду, которая позволила смоделировать контакт со змеей в безопасности. Одиннадцать добровольцев в VR-очках могли видеть травянистую пустошь, в которой притаилась змея. При «сближении» с ней она издавала те же гремящие звуки, а когда человек подходил ближе четырех метров, резко повышала частоту до 70 герц.

Участников просили прекратить эксперимент в момент, когда, по их ощущениям, расстояние до виртуальной змеи составит один метр. Однако неожиданный скачок в частоте звука заставлял их сильно ошибаться и останавливать сближение задолго до метровой дистанции. «Змеи гремят не просто затем, чтобы обозначить свое присутствие, они нашли более инновационное решение: звуковой сигнал, работающий примерно как система помощи при парковке в автомобиле, — говорит Борис Шано. — Погремушка развивалась параллельно слуховому аппарату млекопитающих, методом проб и ошибок, обеспечив змей отличным сигналом для того, чтобы на них не наступали».