Галлюцинирующие мыши помогут изучению психотических приступов — Naked Science
5 апреля

Галлюцинирующие мыши помогут изучению психотических приступов

5.7

Американские ученые научились вызывать слуховые галлюцинации у лабораторных мышей.

©Julius Kuhl, Washington University School of Medicine in St. Louis

Новые животные модели позволят лучше разобраться в физиологических механизмах появления «голосов в голове» у страдающих шизофренией и некоторыми другими болезнями психики. «Прогноз для таких пациентов существенно не улучшился за последние десятилетия, — отмечает Адам Кепеш (Adam Kepecs), ведущий автор новой работы. — В то же время животные модели обеспечили серьезный прогресс в других областях биомедицины. И мы не добьемся прогресса в лечении психиатрических болезней, пока не научимся моделировать их на животных». Статья Кепеша и его коллег из Вашингтонского университета опубликована в журнале Science.

Психоз — состояние, при котором реакции и переживания больного становятся оторваны от реальности. Оно часто сопровождается маниями и галлюцинациями, смоделировать которые на животных — задача совсем не простая. Ученые предложили использовать для этого компьютерную игру, доступную и людям, и мышам. Участники должны вслушиваться в шумный поток звуков, стараясь различить в нем один заранее известный сигнал. Заметив его, люди нажимали на кнопку пальцем, мыши — мордой. Далее человек оценивал свою уверенность в том, что он действительно слышал нужный звук, указывая ее напрямую. Для мышей эту уверенность оценивали по продолжительности ожидания награды, положенной за обнаружение звука и нажатие.

Авторы продемонстрировали, что такая нехитрая игра время от времени заставляет слышать ожидаемый, но несуществующий сигнал. Вероятность такой галлюцинации у людей коррелировала с данными опросника, который показал, как часто они переживают спонтанные галлюцинации (хотя ни один из добровольцев, участвовавших в эксперименте, не имел диагностированного психического заболевания, изредка такое происходит и со многими здоровыми людьми).

Известно, что на «голоса в голове» влияет личный и культурный опыт, которые определяют ожидания человека. Ученые показали, что это справедливо и у мышей. Если частота появления искомого звука повышалась, это стимулировало ожидания животных — и они чаще слышали тот же звук, даже когда его не было. Кроме того, исследователи провели аналогичные эксперименты с мышами, которым делали инъекции кетамина — мощного анальгетика и наркотического средства, вызывающего интенсивные галлюцинации. Как и можно было ожидать, под действием кетамина грызуны «слышали» несуществующий звук особенно часто.

Показав, что мыши способны переживать психотические галлюцинации, Кепеш и его коллеги смогли провести на них новое исследование. Дело в том, что в наступлении подобных приступов у людей большую (но пока толком неизвестную) роль играет нейромедиатор дофамин, и прием препаратов-антагонистов позволяет их снять. У мышей, как оказалось, все происходит точно так же: подавление функции дофамина позволяло ослабить частоту звуковых галлюцинаций, а, наоборот, прием нейромедиатора — повышал ее.

Авторы уверены, что теперь, когда в распоряжении ученых появилась подходящая животная модель для исследования психозов, работы пойдут быстрее и скорее позволят найти лечение. Пока надежных средств не существует, а медики пытаются приспособить к делу даже виртуальную реальность.