05.10.2023
Юлия Трепалина

Схожесть «характеров» у чаек оказалась важной для успешного родительства и долгого союза

4.2

Личностная совместимость партнеров — залог крепкой семьи в будущем. Как выяснили ученые, это правило работает не только для людей, но и морских птиц, таких как чайки.

© Steph Harris / Автор: Lampronia Auxilius

Исследование Ливерпульского университета (Великобритания) показало, что когда в пару объединялись особи со схожими личностными чертами, у них было больше шансов благополучно вырастить птенцов. Как следствие, это укрепляло союз и снижало вероятность разрыва с партнером для поиска нового.

В основу работы, опубликованной в журнале Ethology, легли результаты многолетних наблюдений за двумя колониями обыкновенных моевок, или трехпалых чаек (Rissa tridactyla), обитающими на архипелаге Шпицберген за полярным кругом.

Морские птицы вроде моевок живут на удивление долго: продолжительность их жизни превышает 25 лет. Выбрав партнера, эти чайки зачастую остаются с ним большую часть жизни, поскольку поиск нового требует времени и дополнительной энергии. Для расставания пары должна быть веская причина, и ею может стать потеря птенца.

Моевки живут в сложных климатических условиях, в которых одной птице не справиться с родительскими обязанностями. Поэтому пара совместно выращивает одного или двух птенцов (редко трех) на протяжении примерно семи недель, помогая друг другу с поиском пищи и защитой гнезда.

Чтобы определить, как схожесть «характеров» у чаек влияет на успехи в роли родителей и в паре, ученые провели эксперимент, в котором птицам демонстрировали пластиковую игрушку-пингвина и наблюдали за ними. По реакции чаек оценивали личностную черту «смелость» и ее противоположность — «робость». Авторы исследования уточнили, что в этом случае под личностными чертами понимали устойчивые индивидуальные особенности поведения.

Эксперимент с пластиковой игрушкой-пингвином / © Fionnuala R. McCully et al.

Связав результаты эксперимента с другими наблюдениями, специалисты установили, что пары чаек с разным уровнем «смелости» чаще теряли птенцов — это повышало вероятность их расставания и смены партнера.

«Наше исследование показало, что когда у родительской пары схожие личностные черты, им легче предвидеть поведение друг друга и реагировать на него. Выращивая потомство, морские птицы много времени проводят порознь в поисках еды, поэтому им часто приходится принимать решения в отсутствие партнера. Если у вас с партнером похожие характеры, то и ваши решения, вероятно, будут похожими. Как бы в этой ситуации поступил мой партнер? Все просто: так же, как я. С более предсказуемым партнером легче сделать осознанный и выгодный обоим выбор», — рассказала ведущий автор работы Фионнуала Маккалли (Fionnuala McCully).

Она добавила, что для успешных отношений животным, по-видимому, нужно то же самое, что людям: совместимость характеров и возможность предвидеть, как партнер отреагирует в сложных обстоятельствах.

Стоит отметить, что хотя моевки — один из самых распространенных видов чаек, они нуждаются в защите. Их популяция в мире резко сокращается из-за изменений климата и других антропогенных факторов, например чрезмерного вылова морской рыбы. В Шотландии организованы заказники, в которых эти чайки включены в список охраняемых видов.