07.10.2022
Анна Новиковская
2 652

Чтобы спастись от урагана, морские птицы летят прямо в его центр

3.5

Над открытым морем встреча с ураганом — нелегкое испытание, которое может закончиться тем, что морскую птицу подхватит ветром и выбросит далеко на сушу. Чтобы этого избежать, пестролицые буревестники не пытаются сбежать от надвигающегося вихря, а летят прямо в «око бури».

Пестролицый буревестник проводит почти всю жизнь над морскими волнами / © nzbirdsonline.org.nz / Автор: Euclio Drusus

Еще сто лет назад Максим Горький в «Песне о Буревестнике» писал о гордой птице, реющей «между молний над ревущим гневно морем». Теперь же исследователям удалось понять, как пестролицему буревестнику (Calonectris leucomelas), проводящему почти всю жизнь в полете над морем, удается справляться с неминуемо встречающимися в южных водах ураганами.

Для буревестника ураган — нелегкое испытание: сильный ветер может легко подхватить птицу под ее длинные крылья и унести далеко от привычных мест обитания, в худшем случае выбросив на сушу и заставив покалечиться или погибнуть при ударе о землю. Однако теперь ученые поняли, как эти птицы спасаются от тропических циклонов, отследив их поведение в Японском море

Исследователи из Великобритании и Японии прикрепили метки к спинам взрослых альбатросов, после чего анализировали их передвижения во время урагана. Поскольку в Северном полушарии циклоны движутся против часовой стрелки, захваченную им в Японском море птицу могло выбросить на сушу, где буревестник почти наверняка покалечился бы и стал добычей для хищников.

Чтобы этого избежать, при наступлении бури птицы летят в самый ее центр, где скорость ветра наибольшая, и остаются там в течение нескольких часов, пока ураган не успокоится или не сдвинется дальше от береговой линии, что позволит птице безопасно его покинуть. Иными словами, буревестники оценивают не только силу шторма, но и направление его движения, а также собственную позицию, чтобы решить, куда лететь — подальше от непогоды или в ее эпицентр.

Для человека последствия урагана могут оказаться катастрофическими, но морские птицы переживают их с минимальным риском для себя / © newsinfo.inquirer.net

Тем не менее далеко не все буревестники успешно пользуются этой стратегией для выживания: многие молодые особи оказываются выброшены на берег. Вероятно, чтобы корректно оценивать направление урагана и его опасность для себя, птице требуется накопить определенный опыт и составить мысленную карту окружающей местности. Так она сможет быстро реагировать на изменения погоды перед наступлением бури.