19 января
Мария Кривоченко

Птицы прибегли к помощи сородичей при воспитании потомства

2.4

Оказалось, сейшельские шама-дрозды разделяют заботу о потомстве между старшими сородичами и помощниками. Это сотрудничество укрепляет социальные связи в группе и помогает поддерживать всех ее членов.

Шама-дрозды заботятся о потомстве вместе / ©Реми Жуан

Исследование провела команда из университетов Восточной Англии и Гронингена. Они собрали данные за последние 30 лет о сейшельских шама-дроздах, обитающих на острове Казен (Сейшелы). Результаты исследования ученые опубликуют в журнале Evolution Letters. Оказалось, что особи живут небольшими семейными группами и коллективно занимаются воспитанием потомства.

Автор работы профессор Дэвид Ричардсон объяснил: «У многих видов животных потомство от старых родителей выживает реже, чем у молодых». А поведение сейшельских шама-дроздов помогает разделять заботу о потомстве между родителями и помощниками. Они, следят за птенцами и обеспечивают их пищей. При этом доминирующая пара меньше ухаживает за потомством и повышает собственные шансы на выживание. Такое сотрудничество помогает пожилым шама-дроздам заботиться о себе и птенцах. А также способствует более активному социальному поведению в семейных группах.

Кроме того, дополнительная забота со стороны помощников снижает смертность потомства. Шансы на выживание птенцов постепенно снижаются с возрастом птицы-матери, но «няни» помогают сократить показатель смертности. А родители могут таким образом обеспечить птенцам более полный уход.

Также ученые предположили, что самки с большей вероятностью становятся «нянями» и помогают чаще, чем самцы. При этом вероятность того, что они будут заниматься воспитанием чужого потомства, растет пропорционально возрасту доминирующей самки. Ученые считают, что из-за этого взрослых матерей появляется появится больше самок потомстве. Однако эту гипотезу еще нужно проверить.

Полученные результаты объясняют, почему социальные виды, такие как люди, часто добиваются большего успеха, если живут в группах и сотрудничают, чтобы вырастить потомство. Доктор Мартийн Хаммерс, один из авторов исследования, добавил: «Преимущества совместного размножения в позднем возрасте показывают: пожилые родители должны чаще нанимать помощников, чтобы обеспечить выживание себе и потомству».