17.08.2023
2 464

Ремешки часов и фитнес-трекеров оказались приютом потенциально опасных бактерий

5.2

Американские биологи исследовали микрофлору ремешков наручных часов и фитнес-трекеров и обнаружили, что там процветают некоторые болезнетворные бактерии. Работа показала, какие материалы им способствуют, а какие, наоборот, препятствуют росту микробов.

©Alex Dolce / Автор: Владимир Богданов

Наручные часы давно потеряли важность в качестве портативного хронометра, став стильным аксессуаром и признаком достатка. Зато им на смену пришли умные устройства: смарт-часы и фитнес-трекеры. Но и те, и другие, и третьи держатся на запястье одним и тем же старинным способом — с помощью ремешков из металла, кожи или мягкого пластика. С точки зрения микрофлоры, которая закрепляется на ремешке, между этими материалами есть огромная разница. К такому выводу пришли авторы новой статьи, опубликованной в журнале Advances in Infectious Diseases.

Нвадуито Эсиобу (Nwadiuto Esiobu) и его коллеги из Флоридского атлантического университета исследовали микробное население ношеных ремешков из пластика, резины, плотного текстиля, кожи и металлов. Ученые оценивали видовое разнообразие бактерий, их численность и распределение на поверхности материала, а также проверили их чувствительность к распространенным дезинфицирующим средствам: 70-процентному спирту, уксусу, а также популярному препарату Lysol.

Некоторые из ремешков, с которых биологи проводили смывы для оценки микрофлоры
Некоторые из ремешков, с которых биологи проводили смывы для оценки микрофлоры / ©Esiobu et al., 2023

Работа показала, что серьезное микробное загрязнение присутствует более чем на 95 процентах исследованных ремешков. Среди выявленных видов — стафилококки (обнаружены на 85% ремешков), псевдомонады (на 30%), кишечные палочки (на 60%). Количество и состав бактерий не зависели от пола носителя, однако у людей, которые регулярно посещали спортзал, их было больше, особенно стафилококков. Эти микробы нередко встречаются на коже и в целом безопасны, тем не менее при ослаблении иммунитета способны вызывать целый спектр заболеваний.

Бактерии оказались особенно многочисленны на ремешках из пластика и резины (ученые связывают это с наличием у них микропор, которые облегчают колонизацию и закрепление на поверхности). И лишь на металлических — позолоченных и посеребренных — ремешках микробов практически не обнаруживалось. Как ни странно, но другие популярные металлические материалы, такие как нержавеющая сталь или титан, в работе отдельно не рассматривали.

Эксперименты с дезинфицирующими средствами показали, что этанол и Lysol эффективно очищали ремешки и независимо от материала, из которых они сделаны, снижали количество микробов более чем на 99 процентов всего за полминуты обработки. Уксус оказался не так надежен и требовал хотя бы двух минут.