24.11.2020
3 133

Регенерированный хвост аллигатора отличается от первоначального варианта

4.3

Ученые из США, изучавшие миссисипских аллигаторов, показали, насколько те способны к регенерации хвоста. Оказалось, что они вполне имеют такую возможность, однако вновь отращенный орган отличается от настоящего. По мнению исследователей, открытие поможет в дальнейшем изучении способности живых организмов к регенерации, а затем, возможно, и в разработке лечения определенных заболеваний.

Миссисипский аллигатор / ©Getty images

Статья опубликована в журнале Scientific Reports. Рептилии — единственные амниоты (высшие позвоночные), которые сохраняют способность регенерировать свои придатки. При этом она широко распространена среди других групп животных — например, рыбок данио или аксолотлей.

Сообщения о том, что крокодилы могут отращивать хвост, появлялись и ранее, однако подробного изучения тканей регенерированного органа специалисты не проводили. Ученые из Университета штата Аризона и Департамента дикой природы и рыболовства Луизианы (США) изучали миссисипского аллигатора (Alligator mississippiensis) — рептилию, обитающую исключительно в Северной Америке, в юго-восточной части США. Это одно из самых древних ныне живущих семейств рептилий, появившихся еще в конце мелового периода, на закате эры динозавров.

Всем известно, что мелкие ящерицы с легкостью регенерируют хвосты, а вот такая способность у столь крупного животного, как миссисипский аллигатор, изучена недостаточно. Чтобы пролить свет на этот вопрос, американские ученые использовали передовые методы визуализации, а также данные анатомии и организации тканей. Исследователи обнаружили вновь отросшие хвосты у молодых аллигаторов, длина которых составляла от шести до 18 процентов от общей длины их тела (то есть почти 23 сантиметра). Средняя же длина «нового» хвоста равнялась 15,7 плюс-минус 7,3 сантиметра.

Хвосты состояли из хрящей и соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов, но не были точной копией утерянного придатка. Так, у них не было скелетных мышц, они представляли собой ткань, похожую на ту, что образуется при рубцевании, а вместо позвонков внутри них были неразделенные на сегменты хрящи.

Предки аллигаторов и птиц разошлись между собой более 245 миллионов лет назад. Аллигаторы сохранили клеточный механизм для того, чтобы отрастить сложный хвост, а вот птицы эту способность утратили. Поэтому открытие ученых важно для понимания того, в какой именно момент произошла подобная утрата и у других групп позвоночных. Кроме того, изучение подобного механизма, по словам исследователей, поможет в разработке медицинских методов лечения некоторых заболеваний — например, травм или артрита.