19 марта
Руслан Зораб

Кетамин и наушники помогли разобраться в слухе динозавров

Для изучения слуха динозавров ученые погрузили живых аллигаторов в наркотический сон и проигрывали звуки через наушники.

gator0

Чтобы лучше понять, как и что могли слышать динозавры, ученые поставили весьма необычные эксперименты. «Накачав» их современных родственников — аллигаторов — мощным анестетиком, им надели наушники и проигрывали различные естественные шумы, регистрируя обработку звуковых сигналов мозгом. Статья Луца Кеттлера (Lutz Kettler) и Катрины Карр (Catherine Carr) опубликована в The Journal of Neuroscience.

Для ориентации в пространстве животные (особенно ночные) активно пользуются слухом, для чего им необходимо уметь быстро и точно локализовать источники окружающих звуков. Большую роль в этом играет интерауральная задержка — небольшая разница во времени прихода сигнала в левое и правое ухо: она и придает слуху «стереофоничность», позволяя определять направление на источник звука. Однако анализ интерауральных сигналов мозга у разных животных происходит по-разному. У птиц он устроен совершенно иначе, нежели у млекопитающих. Достаточно сказать, что в нашей слуховой коре нейроны организованы по порядку изменения частоты звука, в ответ на который они срабатывают, а у птиц — выстраиваются в пространственную карту.

И птицы, и аллигаторы, и вымершие динозавры, и птерозавры относятся к общей крупной группе архозавров. Поэтому от опытов с птицами Кеттлер и Карр перешли к современным крокодиловым. Ученые отобрали 40 аллигаторов из парка дикой природы Rockefeller Wildlife Refuge в штате Луизиана. Животных погрузили в глубокий сон с помощью кетамина и дексметомидина — мощных наркотических седативных средств, — после чего в их ушные каналы вставили слегка модифицированные наушники Yuin PK2, а на головах разместили электроды.

Аллигаторам проигрывали как естественный шум, характерный для мест их обитания, так и звуки в пределах их слышимости (от 200 до 2000 Гц). При этом ученые получали электроэнцефалограмму (ЭЭГ) активности головного мозга. Оказалось, анализ акустической информации у крокодиловых происходит так же, как у птиц, невзирая на массу различий в анатомии и размерах их мозга. Похоже, так же слышали и вымершие динозавры.

Разработчик ПО построил операционную систему Collapse OS, которую можно запустить на компьютере, собранном из найденных на постапокалиптической свалке частей.