24 января
Анна Новиковская
15 953

В одной речной рыбе оказалось больше вредных химикатов, чем в цистерне загрязненной воды

5.5

Согласно исследованию американских ученых, съесть одну форель, выловленную в реках и озерах США, эквивалентно месячному употреблению воды, загрязненной «вечными химикатами».

Рыба может выглядеть абсолютно нормально, но есть ее все же не стоит / © Iroz Gaizke, AFP

Пер- и полифторалкильные соединения (per-/polyfluoroalkyl substances, PFAS) разработали в 1940-х годах, их до сих пор массово используют при изготовлении антипригарных покрытий, упаковки для пищевых продуктов и пены для огнетушителей. Однако они долгое время не разрушаются в окружающей среде, накапливаясь в воде, воздухе и телах живых организмов, что относит их к категории так называемых вечных химикатов.

Накапливаясь в телах людей, PFAS приводят к заболеваниям щитовидной железы, печени, почек, язвенному колиту, снижению иммунитета, бесплодию и различным видам рака. И, как выяснили американские экологи, серьезную дозу этих химикатов может получить человек, употребивший в пищу одну речную рыбу.

Собрав и проанализировав более 500 образцов из рек и озер США с 2013 по 2015 год, экологи обнаружили, что в среднем в пресноводной рыбе содержится около 9500 нанограммов PFAS на килограмм веса. Иными словами, по подсчетам исследователей, съесть одну форель равноценно месячному потреблению загрязненной воды с содержанием PFAS 48 частей на триллион (по меркам Агентства по охране окружающей среды США безопасной считается вода, в которой на триллион частей приходится лишь 0,02 части PFAS).

Любопытно, что уровень содержания PFAS в дикой речной рыбе был в 248 раз выше, чем в коммерчески выращиваемой или морской. Таким образом, люди, решившие купить форель в магазине, рискуют меньше тех, кто проводит выходные за рыбалкой или слишком беден, чтобы покупать рыбу на рынке.

Результаты исследования подчеркивают важность введения ограничений и даже полного запрета на производство и использование PFAS. Ряд стран, в том числе Россия, уже рассматривают подобные законопроекты. Но пока не известно, сколько пройдет времени, прежде чем опасные химикаты окажутся под запретом, а наша планета полностью очистится от них.

Исследование опубликовано в журнале Environmental Research.