Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
2 ноября
1 040

Планктонная история ужасов: как водоросли пожирают друг друга

4.5

Когда речь заходит о «травоядных существах», мы обычно думаем об оленях, морских свинках или на худой конец о кузнечиках, но уж точно не о водорослях. Однако в удивительном мире морского планктона действующие на суше правила выворачиваются наизнанку: там одни микроводоросли вторгаются в клетки других, чтобы поглотить их изнутри.

Крошечные водоросли в составе фитопланктона / © secchidisk.org

Вообразите крошечное существо, которое вторгается в чужой организм, чтобы пожрать его изнутри, поглотить генетический материал и оставить после себя лишь пустую оболочку. Звучит жутко, но именно это происходит с крошечной водорослью Scrippsiella acuminata, когда она становится жертвой паразита Amoebophyra.

Что самое удивительное, и хозяин, и его паразит относятся к динофлагеллятам, которых еще называют «динофитовыми водорослями». Формально они не относятся к растениям, однако многие представители этого типа — фотосинтезирующие организмы, по образу жизни неотличимые, скажем, от ряски.

Международная группа исследователей под руководством Йохана Децеля (Johan Deccele) и Лоры Гийоу (Laure Guillou) подробно изучила процесс взаимодействия паразита и его хозяина. Правда оказалась ужасающей: даже после того, как Amoebophyra вторгается в клетку хозяина и начинает поглощать его питательный генетический материал, тот продолжает спокойно фотосинтезировать, не замечая собственной смерти.

Используя трехмерную электронную микроскопию и транскриптомику, ученые смогли отследить процесс поглощения хозяина паразитом шаг за шагом, с наноразмерным разрешением. Оказалось, Amoebophyra до последнего момента не трогает митохондрии и пластиды, так что даже когда вся ДНК Scrippsiella acuminata становится пищей для прожорливого паразита, клетка хозяина продолжает обеспечивать его энергией.

Лишь после того, как размножившиеся клетки Amoebophyra прорывают клеточную оболочку и выходят наружу, отправляясь на поиски следующей жертвы, поглощенная водоросль окончательно умирает: к счастью, «водорослей-зомби» в океане не плавает.

Процесс заражения двух клеток микроводорослей: хромосомы хозяина показаны ярко-синим цветом, и у водоросли справа они уже стали пищей для паразита / © Johan Decelle/CNRS

Новое исследование не только проливает свет на природу взаимодействия крошечного паразита с его не менее крошечным хозяином, но и может существенно расширить наши знания об особенностях функционирования планктонных экосистем — важнейшей фотосинтезирующей системы на нашей планете, «легких» Земли, обеспечивающих круговорот углерода в океане.

Исследование опубликовано в журнале ISME.